Движение евразийцев

Русская геополитическая школа имела несколько течений, и наиболее мощное из них - евразийское.Главная тема евразийского движения - это утверждение самобытных основ российской истории и культуры, а также разработка своих собственных взглядов на мировую и русскую историю. В концепции евразийцев Россия является особым этногеографическим и культурным миром, занимающим срединное положение («Хартленд») между Западом и Востоком, Европой и Азией.

Начало евразийского движения, как полагают многие его исследователи, связано с именами П.Н. Савицкого(1895-1968) - философа, географа и экономиста, которого все исследователи его творческого наследия, бесспорно, причисляют к самым ярким геополитикам, Г.В. Флоровского (1893-1979) - православного богослова, П.П. Сувчинского (1892-1985) - видного ученого искусствоведа. К евразийцам относят и таких известных ученых, как Г.В. Вернадский (1887-1973) - крупный историк (сын академика В.Н. Вернадского - автора теории био- и ноосферы, основателя школы геохимии, биохимии и др.) и И.А. Ильин (1882-1954) -крупный философ, юрист всесто­ронне подготовленный специалист, обладавший планетарной про­видческой эрудицией и другие русские ученые послеоктябрьской эмиграции.

В этой среде ученых в начале 20-х гг. XX в. и возникло евра­зийское движение. Их объединяла идея о России как особом мире, на развитие которого решающее влияние оказал материк Евразия. Концепция евразийцев формировалась во многом на идеях славяно­филов, почвенничества Ф.М. Достоевского. Евразийцы, отстаивая эту идею, ввели новый термин для геополитики - «место разви­тие». В это понятие они включили неповторимую географическую среду, основу которой составлял «Хартленд». В этой среде происхо­дило становление не только отдельного индивида, но и крупных человеческих общностей.

Неповторимая географическая среда у П.Н. Савицкого получила название «месторазвитие». В этом термине - взаимосвязь и целост­ность социально-исторической и географической среды. Он в опре­деленной степени напоминает немецкий термин Raum. Как извест­но, Ратцель подчеркивал, что по геологическому устройству, климату, качеству почвы и растительности географическая среда может быть различных типов. Народы исторически приспосабливаются к гео­графической среде, которая накладывает свой отпечаток на образ жизни, нравы, традиции обитателей тех или иных ландшафтов. Ме­сторазвитие, испытывая влияние населяющих его народов, детерми­нирует формы их хозяйственной деятельности.

Большее месторазвитие включает в себя меньшее. Для человече­ства в целом таким глобальным месторазвитием выступает вся планета. Идея месторазвития П.Н. Савицкого признает множественность форм человеческой истории. Евразия выступает как интегральная форма для многих мелких месторазвитий.

Истоки, идеи евразийцев надо искать в русской истории конца XV в. После разгрома турками Константинополя в 1453 г. центр Православия перемешается в Москву (вместе с последней византийс­кой представительницей Палеологов Софией). Конец XV в. и XVI в. являются периодом формирования нового русского самосознания - защитника земель Древней Руси и Великой Степи, Православия и наследия византийской культуры. Видимо, поэтому монах Елизаро­ва монастыря Филофей назвал Русь третьим Римом: «Все христиан­ские царства пришли к концу и сошлись в едином царстве нашего государя согласно пророческим книгам, и это - российское цар­ство: ибо два Рима пали, а третий стоит. А четвертому не бывать».

Эта мысль Филофея получила развитие в трудах славянофилов - братьев Аксаковых, И. Кириевского, А. Хомякова и др. Ее придер­живался и П.Н. Савицкий - единственный русский автор, которого можно с полным основанием назвать геополитиком. Он утверждал, что «евразийство», конечно, лежит в общей со славянофилами сфере.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: