Русская геополитическая школа имела несколько течений, и наиболее мощное из них - евразийское.Главная тема евразийского движения - это утверждение самобытных основ российской истории и культуры, а также разработка своих собственных взглядов на мировую и русскую историю. В концепции евразийцев Россия является особым этногеографическим и культурным миром, занимающим срединное положение («Хартленд») между Западом и Востоком, Европой и Азией.
Начало евразийского движения, как полагают многие его исследователи, связано с именами П.Н. Савицкого(1895-1968) - философа, географа и экономиста, которого все исследователи его творческого наследия, бесспорно, причисляют к самым ярким геополитикам, Г.В. Флоровского (1893-1979) - православного богослова, П.П. Сувчинского (1892-1985) - видного ученого искусствоведа. К евразийцам относят и таких известных ученых, как Г.В. Вернадский (1887-1973) - крупный историк (сын академика В.Н. Вернадского - автора теории био- и ноосферы, основателя школы геохимии, биохимии и др.) и И.А. Ильин (1882-1954) -крупный философ, юрист всесторонне подготовленный специалист, обладавший планетарной провидческой эрудицией и другие русские ученые послеоктябрьской эмиграции.
|
|
В этой среде ученых в начале 20-х гг. XX в. и возникло евразийское движение. Их объединяла идея о России как особом мире, на развитие которого решающее влияние оказал материк Евразия. Концепция евразийцев формировалась во многом на идеях славянофилов, почвенничества Ф.М. Достоевского. Евразийцы, отстаивая эту идею, ввели новый термин для геополитики - «место развитие». В это понятие они включили неповторимую географическую среду, основу которой составлял «Хартленд». В этой среде происходило становление не только отдельного индивида, но и крупных человеческих общностей.
Неповторимая географическая среда у П.Н. Савицкого получила название «месторазвитие». В этом термине - взаимосвязь и целостность социально-исторической и географической среды. Он в определенной степени напоминает немецкий термин Raum. Как известно, Ратцель подчеркивал, что по геологическому устройству, климату, качеству почвы и растительности географическая среда может быть различных типов. Народы исторически приспосабливаются к географической среде, которая накладывает свой отпечаток на образ жизни, нравы, традиции обитателей тех или иных ландшафтов. Месторазвитие, испытывая влияние населяющих его народов, детерминирует формы их хозяйственной деятельности.
Большее месторазвитие включает в себя меньшее. Для человечества в целом таким глобальным месторазвитием выступает вся планета. Идея месторазвития П.Н. Савицкого признает множественность форм человеческой истории. Евразия выступает как интегральная форма для многих мелких месторазвитий.
|
|
Истоки, идеи евразийцев надо искать в русской истории конца XV в. После разгрома турками Константинополя в 1453 г. центр Православия перемешается в Москву (вместе с последней византийской представительницей Палеологов Софией). Конец XV в. и XVI в. являются периодом формирования нового русского самосознания - защитника земель Древней Руси и Великой Степи, Православия и наследия византийской культуры. Видимо, поэтому монах Елизарова монастыря Филофей назвал Русь третьим Римом: «Все христианские царства пришли к концу и сошлись в едином царстве нашего государя согласно пророческим книгам, и это - российское царство: ибо два Рима пали, а третий стоит. А четвертому не бывать».
Эта мысль Филофея получила развитие в трудах славянофилов - братьев Аксаковых, И. Кириевского, А. Хомякова и др. Ее придерживался и П.Н. Савицкий - единственный русский автор, которого можно с полным основанием назвать геополитиком. Он утверждал, что «евразийство», конечно, лежит в общей со славянофилами сфере.