По материалам Центра Социального Партнерства

Важные изменения произошли <в последние годы> и в технике рекрутинга. Так, если раньше все участники фокус группы, как указывалось выше, относились к европеоидной расе, были представителями среднего класса, то в настоящее время контингент участников значительно расширился. Рост интереса в академической среде к культурным фактам, не произведенным культурой большого общества, понимание деловыми кругами, что «не белые» представители «не среднего» класса также являются потребителями, причем нередко доминирующими, способствовал в итоге тому, что к участию в фокус-группах стали привлекаться более широкие группы населения.

Ныне в качестве участников могут выступать люди как с высшим образованием, так и не имеющие образования, как белые, так и черные, люди из различных социальных слоев. Однако важным моментом является то, что набор участников должен соответствовать целям исследования и процесс должен быть построен так, чтобы все участники сотрудничали между собой и никто не испытывал чувство дискомфорта. В любом случае успешность групповой динамики будет зависеть от того, как построит работу модератор. Если он возьмет снисходительный тон по отношению к социально непривилегированным членам группы, это будет препятствовать открытой связи и может привести к неверным результатам. Более того, исследователю необходимо точно определить цели и задачи исследования, критерии по которым происходит отбор людей, четко представлять себе образ жизни людей, участвующих в фокус группе. Однако, на наш взгляд, автор в данном случае игнорирует требование гомогенности. Иными словами, оптимальный состав группы — это группа, состоящая из представителей, имеющих сходные образовательные, демографические, классовые, а иногда и гендерные характеристики.

Одной из существенных проблем метода фокус групп являются возникающие иногда значительные социальные и интеллектуальные различия между модератором и участниками. Оптимального решения этой проблемы нет. Однако при достаточном опыте модератора фактор «различий» (социальных, демографических, культурных) нивелируется, а групповая динамика не нарушается вне зависимости от статуса участников.

<Один из мифов о фокус-группах>гласит, что все участники группы должны быть незнакомы друг другу. Это условие в настоящее время не только не является обязательным условием, но и открыто игнорируется. Почему? Во-первых, это обусловлено так называемым пределом насыщения. Как пишет автор статьи, во многих сообществах невозможно найти незнакомцев. Во-вторых, как показывают многочисленные результаты исследований, использование людей, предварительно знакомых между собой, в ряде случаев давали более успешные результаты.

Необходимость избегать приглашения в качестве участников фокус представителей рабочего класса следует рассматривать в качестве <еще одного> о фокус группе. Источником этого мифа является известный социальный стереотип о рабочем классе, представители которого ввиду невысокого уровня образования не способны ясно и четко излагать свои мысли. Опасность срыва фокус группы под влиянием данного фактора в определенной степени существует. Но возникает и другой вопрос. Каким образом тогда следует изучать, например, потребительские предпочтения представителей рабочего класса? Очевидно, в данной ситуации успех или провал фокус группы зависит от опыта и знаний модератора. Крюгер, например, отмечает, что некоторые темы, в особенности касающиеся морали, социальных выгод, жалованья, управления успешно исследуются при помощи представителей рабочей среды.

И, наконец, <последний> миф, который рассматривается Крюгером, заключается в том, что группа должна набираться из людей, которые не были до этого участниками фокус группы. Вместе с тем, есть веские основания предполагать, что использование в группе тех, кто уже однажды участвовал в фокус группе, дает более качественные результаты. В данном случае должно работать важное правило: если допускается приглашение уже участвовавшего в фокус группе человека, то это должно происходить не менее чем через год после его последнего участия в фокус группе.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: