Классификация видов искусств. Принципы классификаций. Кант и Гегель о классификации искусств.
Специфика искусства слова в ряду всех искусств. Роды и жанры литературы. Эпос, лирика, драма.
Эпос. Повествовательное начало и установка на объективное изображение мира как основа эпического рода. Основные жанры эпоса. Эпопея в древнем и новом искусстве. Объективная познавательная ценность эпических творений.
Лирика как выражение субъективного начала в искусстве. Основные лирические жанры. Эмоциональная выразительность и заразительность лирических произведений. Проблема личности автора в эпическом и лирическом родах. Образ лирического героя и лирического персонажа.
Драма как синтез эпоса и лирики. Изобразительно-выразительное начало в драме. Специфика драматического рода, его связь с различными видами театрального искусства. Законы драматургии. Проблема «трёх единств» в античной, классицистской и современной эстетике. Основные жанры драмы. Общественная функция драматического рода.
|
|
Изобразительные искусства. Линия, цвет и объем как средства создания образа. Иконическое и символическое начало в древнейших видах изобразительных искусств. Роль перспективы в изобразительном искусстве различных эпох. Основные роды и жанры изобразительных искусств. Эпическое, лирическое, драматическое начала в изобразительных искусствах. Лессинг о соотношении поэзии и живописи.
Музыка и хореография. Классификация этих искусств. Пифагорейская школа и объективные законы музыкальной гармонии. Мелодия и ритм. Субъективно-выразительное начало в музыке. Суггестивное воздействие музыки, её роль в религиозных и прочих обрядах. Изобразительные возможности музыки. Кант о музыке и живописи как об искусствах изящной игры ощущений. Музыка и слово. Музыка и драма.
Театр как синтетическое искусство. Условное и достоверное в театральном искусстве. Пантомима и театр. Игровое начало искусства театра и его функции. Лирическое начало в драматургии. “Эпический театр” Б. Брехта.
Фотография, кино и телевидение: от документа к искусству. Значение технических достижений для получения новых образных средств. Многообразие возможностей новых видов искусства. Проблема виртуальной реальности на фоне существующих аудио- и видеовоспроизводящих систем. Массовое искусство как товар и как наркотик. “Экранная культура” и книга.
Взаимодействие различных видов искусств. Синкретизм, синтетизм, синестезия и их возможности. Музыка Скрябина, живопись Чурлёниса как выражение особенностей искусства нового времени. Проблема перевода художественного произведения с языка одного искусства на язык другого.