Виды общения

Общение – это сложный процесс межличностного взаимодействия. Поэтому существует множество его классификаций. В зависимости от содержания, целей и средств общение можно разделить на несколько видов. По содержанию общение может быть материальным (обмен предметами), когнитивным (обмен знаниями), кондиционным (обмен физиологическими и психологическими состояниями), мотивационным (обмен потребностями, мотивами, интересами), деятельностным (обмен умениями, навыками, действиями).

По целям общение делится на биологическое (поддержание, сохранение и развитие организма) и социальное (расширение и укрепление межличностных контактов).

По средствам общение может быть непосредственным (с помощью естественных средств «лицом к лицу»: речи, мимики, пантомимики, жестов и т.п.) и опосредованным (с использованием специальных средств и орудий, когда партнеры разделены в пространстве и во времени), прямым (непосредственное восприятие друг друга) и косвенным (через посредников).

Среди видов общения выделяют также деловое (при совместной продуктивной деятельности) и личностное (проблемы затрагивают личность человека), инструментальное (общение – не самоцель, а преследует какую-то иную цель) и целевое (служит средством удовлетворения потребности).

В зависимости от формы протекания различают два вида общения: внешнее и внутреннее. Внешнее общение существует в форме доступного для наблюдения взаимодействия реальных субъектов: разговор двух людей, обмен рукопожатиями или улыбками и т.д. Внешнее общение может быть вербальным и невербальным. Вербальное общение осуществляется с помощью речи. Невербальное общение осуществляется на основе всевозможных неречевых средств:

1) кинестетические (мимика, жесты, пантомимика);

2) паралингвистические (особенности голоса);

3) экстралингвистические (паузы, покашливания, темп речи т.д.);

4) проксемические (пространственное расположение партнеров);

5) визуальные (выражение глаз);

6) физические прикосновения;

7) одежда и другие атрибуты оформления внешнего облика.

Внутреннее общение можно определить как взаимодействие субъекта с другим человеком, совершаемое во внутреннем субъективном плане, то есть мысленно, образно или эмоционально. Оно не обладает никакими физическими свойствами и потому недоступно для внешнего наблюдения.

В зависимости от уровня регламентированости, общение может быть формальным и неформальным. Формальное общение регламентировано какими-то правилами, инструкциями, должностными обязанностями, нормами, традициями и т.д. Неформальное общение не имеет никаких нормативных ограничений. Правила и нормы этого общения определяются самими партнерами, оно глубоко личностно и индивидуально и позволяет человеку максимально раскрывать себя в личностном плане.

Общение можно классифицировать и по многим другим основаниям: в зависимости от количества участников, статусных позиций партнеров, целей, мотивов, соотношения интересов партнеров и т.д.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: