double arrow
Виды способностей. Важным фактором развития способностей человека являются устойчивые специальные интересы – т.е

Важным фактором развития способностей человека являются устойчивые специальные интересы – т.е. интересы к содержанию какой-то области человеческой деятельности, которые перерастают в склонность профессионально заниматься этим родом деятельности.

Способности подразделяют на общие и специальные. Под общими способностями понимается такая система интеллектуальных свойств личности, которая обеспечивает относительную легкость и продуктивность в овладении знаниями. Общую способность часто называют термином «одаренность»; в зарубежной литературе ее обычно отождествляют с интеллектом. Но если под общей одаренностью подразумевать совокупность всех качеств человека, от которых зависит продуктивность его деятельности, то в нее включается не только интеллект, но и другие свойства и особенности личности.

Под специальными способностями понимают такую систему свойств личности, которая помогает достичь высоких результатов в специальной области деятельности (литературной, музыкальной, изобразительной т.д.).

Анализ проблемы развития способностей, одаренности во многом зависит от того, какое содержание вкладывается в эти понятия. Так в толковом словаре термины «способный», «одаренный», «талантливый» употребляются как синонимы и отражают степень выраженности способностей. Но еще более важно подчеркнуть, что под понятием «талантливый» понимаются определенные природные данные конкретного человека. Талант определяется как дарование к чему-либо, а дарование – как способность, данная «сверху». Словарь иностранных слов подчеркивает, что талант – это врожденное качество.




Каждая способность имеет свою структуру, в ней различают ведущие и вспомогательные свойства или компоненты. По мнению В.А. Крутецкого, педагогические способности имеют следующие компоненты: потребность и умение передавать знания, наблюдательность, любовь к детям, педагогический такт и др. Н.А. Аминов и другие выделяют следующие компоненты педагогических способностей: распознавание внутренних состояний других людей (чувства, эмпатия); оценка альтернативных линий своего поведения и выбор действий, адекватных ожиданиям иного человека (чувство такта); контроль избранной линии поведения по отношению к другому (чувство причастности).

Различают также теоретические и практические способности: первые предопределяют склонность человека к абстрактно-теоретическим размышлениям, а вторые – к конкретным, практическим действиям; чаще они не сочетаются друг с другом, вместе встречаются только у разносторонне одаренных или талантливых людей.






Сейчас читают про: