Двойственная психологическая природа способностей

В структуре любой способности имеются компоненты, составляющие ее биологические основы или предпосылки. Это может быть повышенная чувствительность органов чувств, свойства нервной системы и другие биологические факторы. Они называются задатками. Задатки представляют собой морфологические и функциональные особенности строения мозга, органов чувств и движения. Это предпосылки развития способностей, в их развитие они входят как исходный момент.

Другое важное условие становления способностей – социальная среда. Влияние социальной среды, как и воздействие наследственности, начинает проявляться уже в первые годы жизни ребенка.

Существуют различные мнения о том, в какой степени способности определяются наследственностью, а в какой – воздействием окружающей социальной среды. Многочисленные факты свидетельствуют о доминировании, как наследственности, так и социальных условий. Подтверждением того, что наследственность оказывает большое влияние на формирование способностей, являются примеры раннего возникновения способностей у многих одаренных людей. Но без подходящих социальных условий они не смогут быть таковыми. Более того, существуют многочисленные факты, свидетельствующие о явном доминировании социальной среды. Значительную роль играет и совершенство методики развития способностей. Вопрос о соотношении биологического и социального в способностях должен ставиться и решаться не только в общем, но и в частном плане. В частности, высшие человеческие способности являются преимущественно социально обусловленными. Они формируются на основе задатков, которые сами представляют собой результат социокультурных влияний.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: