Задание можно проводить как до изучения основных прав и обязанностей, так и после.
Для выполнения задания все слушатели аудитории делятся на пары. Каждой паре дается лист бумаги и ручка.
Тренер рассказывает историю: «Представьте, что вы летели на самолёте на отдых и самолёт потерпел крушение в океане. Борясь за свою жизнь, вы попадаете на необитаемый остров. Побродив по острову, вы находите там своего попутчика. Он тоже спасся».
В целях регулирования отношений и последующего нормального проживания обозначьте (запишите):
- 3 права, которые необходимо закрепить для нормальной жизни на острове.
- 3 обязанности, которые необходимо вам исполнять.
- 1 вид наказания, если кто-то из вас не будет исполнять обязанности.
- 2 структуры управления (органа), необходимых, на ваш взгляд, для нормального управления островом.
Ребята презентуют свои «устои» жизни на острове.
После презентации слушатели объединяются по 3-5 пар (т.е. в 2 или 3 команды). Тренер объясняет, что пожив немного на острове были найдены другие пары спасенных.
Перед командами ставится задача построить «свое идеальное государство на острове», для этого каждая команда должна определить 5 прав, 5 обязанностей, которые они утвердят в своем мини государстве. К каждой обязанности определят меру наказания за ее нарушение. Установят 3 структуры управления (органа), необходимых для нормального управления государством. При этом можно использовать только права, обязанности, меры наказания и структуры управления из перечней ранее ими обозначенных в рамках жизни парами.
«Государства» презентуются.
Вопросы для обсуждения:
Изменились ли в ходе выполнения этого задания ваши представления о том, какие права, обязанности являются наиболее важными?
Какова была бы жизнь, если бы мы исключили некоторые из этих прав или обязанностей?
Какие права и обязанности повторялись в списках у пар?
Другие варианты работы:
В качестве проекта это задание может быть изменено и содержать требование создать «Идеальный класс». Результат работы может быть выставлен в классе, и по мере необходимости в него могут вноситься дополнения и изменения.
Результат задания сохраняется слушателями и будет использоваться в упражнении «Коррупционная терка»
Задание 5. «Турпоход» [1]
Цель: эта игра помогает детям понять, как различные общности людей разрабатывают правила и законы с целью защиты прав своих членов.
Инвентарь: Карточки с ситуациями для каждой группы.
Слушатели делятся на группы по 5—6 человек.
Тренер произносит: «Представьте, что вы собираетесь в турпоход с группой друзей. Вам рассказали о чудесном месте для лагеря: лесная поляна недалеко от озера, вдали от цивилизации. Вы вместе в течение нескольких недель готовились к походу, и вот, наконец пришел долгожданный день. Проделав довольно-таки длинный путь, вы пришли на поляну, принесли все, что необходимо для отдыха, включая одну большую палатку для ночлега. Рядом есть колодец с питьевой водой, и у вас есть разрешение на рубку деревьев и разведение костра. Больше никаких удобств нет, нет правил, нет взрослых и нет начальника лагеря. Вы разбиваете лагерь, плаваете и готовитесь прекрасно провести целую неделю!
Однако к концу первого же дня возникли кое-какие разногласия по поводу организации жизни в лагере. Вы все понимаете, что необходимо договориться.
Вы проводите собрание».
Тренер просит учеников назвать четыре или пять проблем, которые могут стоять перед такой группой. Пусть они подумают, как может быть решена каждая проблема.
Тренер предлагает ученикам рассмотреть следующие вопросы:
— Как они приняли свои решения?
— Был ли кто-нибудь не согласен?
— Все ли имели одинаковый шанс высказать свое мнение?
Далее тренер произносит: «После собрания все идет хорошо и в лагере заметны улучшения. Однако через пару дней возникают новые проблемы, которые надо решать вместе, чтобы они больше не возникали».
Каждой группе раздается комплект «ситуаций». Участники кладут карточки на стол лицом вниз, а затем берут их по одной. Они должны постараться найти решение, что делать в каждой «ситуации». По возможности они должны прийти к общему решению.
Когда все группы закончат игру, тренер спрашивает ребят, какие решения они приняли по всем ситуациям.
Вопросы:
• В этом упражнении вы с помощью правил защищали права каждого человека в лагере. Что бы произошло, если бы вы не смогли договориться о правилах или если бы никто их не соблюдал?
• Что делает правило хорошим/плохим?
• А законы? Должны ли вы всегда соблюдать законы, даже если они плохи?
• Некоторые правила и законы неписаные. Например, нравственные или религиозные законы. Почему люди соблюдают эти правила/законы, даже если они и не обязаны этого делать?
• Соблюдение правил и законов обычно обеспечивается наказанием или санкцией. Возможно, вы решили применить санкции в отношении людей, нарушивших правила поведения в лагере. Какова цель санкций? Какого рода санкции наиболее эффективны? Могут ли санкции иметь обратный или противоположный результат?






