Содержание метода ЭА, его определение и характерные особенности

Метод науки – это свойственный ему способ проникновения в содержание своего предмета. Научной основой метода наук о природе и обществе является диалектический метод исследования, при котором явления рассматриваются во взаимосвязи, взаимообусловленности, движении, развитии. Для диалектического метода познания характерно использование методов дедукции и индукции.

Изучение причинных связей с помощью логической индукции предполагает, что исследование ведется от частного к общему, от причин к результатам. Например, анализ использования времени рабочими на отдельных рабочих местах, выявление потерь времени, позволяет выйти в дальнейшем на оценку достигнутого на предприятии уровня производительности труда рабочих.

Дедуктивный метод исследования в экономическом анализе предполагает переход от рассмотрения общих показателей к частным, то есть от результатов к причинам. Например, при анализе затрат предприятия на производство и реализацию продукции на предприятии, после оценки сложившегося уровня показателей (себестоимости единицы изделия, общей суммы затрат на производство, затрат на гривну произведенной продукции и т.д.), мы переходим к оценке рациональности и эффективности использования средств и предметов труда, которые влияют на формирование общих показателей.

«Под методом экономического анализа понимается диалектический способ подхода к изучению хозяйственных процессов в их становлении и развитии. Характерными особенностями метода экономического анализа являются: использование системы показателей, всесторонне характеризующих хозяйственную деятельность, изучение причин изменения этих показателей, выявление и измерение взаимосвязи между ними в целях повышения социально-экономической эффективности» [2, с.44]. В соответствии с ранее изложенным подходом, метод экономического анализа имеет такие особенности.

1. Для характеристики деятельности хозяйствующих субъектов применяется система показателей. Эта система обычно формируется в процессе планирования работы предприятия. Под системой показателей понимается такое упорядоченное их множество, в котором каждый показатель дает качественную и количественную характеристику определенной стороны деятельности хозяйствующего субъекта, взаимосвязан с другими показателями, но не дублирует их, обладает свойствами делимости и сводимости.

Количество показателей в процессе аналитической обработки информации может увеличиваться практически безгранично путем их дифференциации или интеграции в зависимости от программы анализа, глубины изучения результатов деятельности.

2.Экономический анализ изучает причинно-следственные взаимосвязи между показателями. На деятельность предприятия, в частности его показатели, влияет большое число разнообразных факторов. Так как практически невозможно оценить влияние всех факторов, то предварительным условием проведения анализа является ранжирование факторов по значимости, т.е. выделение из множества факторов таких, которые оказывают наибольшее влияние.

3. Экономический анализ выявляет и оценивает такие взаимосвязи и взаимозависимости, которые объективно существуют, а для этого необходимо использовать обоснованные методы и процедуры.

Понятие методики экономического анализа

Под методикой вообще понимается совокупность способов, правил наиболее целесообразного выполнения какой-либо работы. В каждом случае для проведения различных видов экономического анализа, решения определенных аналитических задач используются конкретные способы и приемы – сравнение, детализация, группировки, индексный метод и т.д. Кроме этого, наука и практика за долгое время существования дисциплины выработала определенные правила проведения экономического анализа, которые наиболее обще выражаются в его принципах (системность, комплексность, регулярность и т.д.).

В экономическом анализе методика представляет совокупность аналитических способов и правил исследования экономики предприятия, определенным образом подчиненных достижению цели анализа.

Методика проведения ЭА содержит следующие основные элементы: объект анализа; цель, задачи анализа и потребители аналитической информации; выбор показателей для исследования и определение расчетных формул; выбор способов исследования; подготовка источников информации для проведения анализа; исполнители анализа.

Рассмотрим основные составляющие методики на примере анализа затрат.

1. Объект анализа – затраты на производство продукции.

2. Цель анализа - выявление неиспользованных резервов снижения затрат.

Основные задачи:

- оценка динамики показателей затрат;

- выявление наиболее важных факторов, влияющих на показатели затрат;

- оценка влияния отдельных факторов на показатели затрат;

- выявление и обобщение резервов снижения затрат.

Анализ выполняется по заказу руководства предприятия.

3. В экономической практике принято использовать следующие показатели затрат - общие затраты на производство и реализацию продукции, валовые и удельные условно-постоянные затраты, валовые и удельные условно-переменные затраты, затраты на производство единицы продукции и т.д.

4.Способы исследования – сравнение показателей, детализация, метод цепных подстановок, аналитические таблицы.

5.Источники информации – смета затрат на производство, калькуляции, данные управленческого учета, финансовая отчетность – «Отчет о финансовых результатах».

6.Исполнители анализа – работники планово-экономического отдела.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: