Принципы экономического анализа

Исходя из специфики предмета экономического, анализа можно выделить следующие основные принципы экономического анализа.

1.Принцип системности экономического анализа.

Под системой понимается единство элементов, которые действуют совместно для достижения поставленной цели. Предприятие можно рассматривать как социально-экономическую систему. Любой хозяйствующий субъект рассматривается с одной стороны как звено более крупной хозяйственной системы (отрасли, региона, народного хозяйства); а с другой – как совокупность структурных подразделений. Таким образом, анализируя показатели работы предприятия необходимо учитывать, что оно находится в определенной внешней среде, влияющей на него. Принцип системности означает также наличие определенных взаимосвязей между отдельными элементами, которые необходимо учитывать.

2.Принцип комплексности анализа предполагает необходимость всестороннего изучение явлений и процессов для познания их сущности. Для раскрытия содержания, установления взаимосвязей между отдельными сторонами деятельности предприятия необходимо всесторонне рассматривать объекты. Для реализации данного принципа необходимым является наличие информации, достаточной для такого исследования.

3.Принцип научности означает необходимость выбора надежных и обоснованных методов и процедур экономического анализа для раскрытия экономической сущности объектов анализа и правильной их оценки.

4.Принцип регулярности.

В зависимости от динамичности исследуемых объектов определяются сроки проведения анализа, его периодичность. Для одних объектов анализ необходимо проводить постоянно на основе непрерывного наблюдения (мониторинга). Для других объектов экономический анализ проводится через определенные интервалы, которые определяются длительностью производственного цикла, жизненного цикла продукции, используемых технологии и техники. Для третьих объектов анализ проводится через равные промежутки времени (ежеквартально, ежегодно).

5.Принцип конкретности экономического анализа реализуется в целевой направленности, адресности и количественной определенности его выводов. При проведении любого аналитического исследования обязательно ставится определенная цель (рост, снижение, улучшение какого либо показателя, поиск оптимального решения), оно выполняется в интересах определенного пользователя (внешнего или внутреннего).

6.Принцип экономичности – объем аналитической работы и затраты на его проведение должны быть сопоставимы с эффектом, который она обеспечивает.

7.Принцип действенности экономического анализа.

Этот принцип должен реализовываться путем правильного определения целевой направленности анализа и правильной оценки тенденций и силы влияния факторов на изучаемый объект. Результаты анализа должны использоваться в процессе управления деятельностью предприятия.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: