Основным нормативным документом, регламентирующим процедуру создания кредитных организаций в России, является инструкция ЦБ РФ № 109-И от 14.01.2004 г. «О порядке принятия Банком России решения о государственной регистрации кредитных организаций и выдаче лицензий на осуществление банковских операций».
В качестве учредителей коммерческого банка могут выступать юридические и физические лица, участие которых в кредитной организации не запрещено действующим законодательством. Зарубежные граждане, фирмы и банки также могут войти в состав учредителей коммерческого банка.
Процедура создания коммерческого банка включает в себя следующие этапы:
1) принятие решения о создании коммерческого банка и подготовка учредительных документов;
2) подготовка документов для регистрации коммерческого банка и получения лицензии на совершение банковских операций;
3) регистрация коммерческого банка в Банке России;
4) оплата уставного капитала;
5) получение лицензии на совершение банковских операций.
|
|
I этап
Первым «юридическим» шагом в создании банка является подписание инициаторами учредительного договора. В учредительном договоре отражаются:
- сведения об учредителях;
- организационно-правовая форма банка;
- предполагаемый размер уставного капитала;
- доля учредителей в уставном капитале;
- ответственность сторон за выполнение принятых по этому договору обязательств;
- наименование банка и его местонахождения;
- другие вопросы, регламентирующие отношения между учредителями.
Учредители банка не имеют права выходить из состава участников банка в течение первых трех лет со дня его государственной регистрации.
При формировании уставного фонда банка не только за счет денежных средств, но и имущества учредителей, к учредительному договору прилагается перечень имущества учредителей передаваемого на баланс банка.
По инициативе учредителей создается оргкомитет (группа), которому поручается проведение всех видов работ, связанных с регистрацией банка. Оргкомитет готовит проект учредительных документов для создания банка, организует проведение учредительного собрания, подписку на паи или акции и проводит другую необходимую работу по созданию банка.
Окончательное решение о создании банка принимается на учредительном собрании. На учредительном собрании утверждаются подготовленные оргкомитетом учредительные документы, избираются Совет банка, ревизионная комиссия и правление банка. Собрание признается состоявшимся лишь при присутствии всех учредителей. Избрание Совета банка осуществляется простым большинством, а для утверждения устава необходимо набрать не менее 3/4 голосов. Решения собрания оформляются протоколом.
|
|
II этап
Для государственной регистрации кредитной организации и выдачи лицензии на осуществление банковских операций ее учредители не позднее, чем через месяц после подписания учредительного договора общества с ограниченной ответственностью или договора о создании акционерного общества представляют в территориальное учреждение Банка России по месту предполагаемого нахождения кредитной организации следующие подлинные документы в 2-х экземплярах (устав кредитной организации представляется в 4-х экземплярах):
1) заявление о государственной регистрации кредитной организации, а также ходатайство о государственной регистрации кредитной организации и получение лицензии на осуществление банковских операций на имя руководителя Банка России, включающее экономическое обоснование создания кредитной организации и обоснование технической возможности и квалификационной готовности кредитной организации совершать банковские операции, информацию об учредителях кредитной организации, сфере их деятельности, финансовом состоянии, перспективах их развития, цель создания кредитной организации, приоритетные направления ее деятельности, предполагаемая клиентура, ресурсы, которые будут привлекаться для развития кредитной организации, планируемое управление деятельностью кредитной организации (в том числе создание службы внутреннего контроля).
Учредители также представляют документы, подтверждающие право собственности одного из них на здание (помещение), в котором будет располагаться кредитная организация, или обязательство арендодателя о предоставлении здания (помещения) в аренду в случае регистрации кредитной организации.
При приобретении более 5% долей (акций) кредитной организации в результате одной или нескольких сделок одним юридическим или физическим лицом, либо группой юридических и (или) физических лиц учредители кредитной организации уведомляют об этом Банк России путем приложения к ходатайству о государственной регистрации кредитной организации и выдаче лицензии на осуществление банковских операций сведений об имущественных отношениях участников.
В случае приобретения учредителями более 20% долей (акций) кредитной организации с ходатайством о регистрации представляется ходатайство о согласовании приобретения более 20% долей (акций) с приложением документов.
К ходатайству о регистрации также прилагаются расчетный баланс и план доходов, расходов и прибыли кредитной организации на первые три года деятельности отдельно на каждый год.
Ходатайство подписывается председателем совета кредитной организации или другим лицом, уполномоченным собранием учредителей;
2) учредительный договор должен быть подписан всеми учредителями кредитной организации. При этом указываются место нахождения (почтовый адрес) и банковские реквизиты.
Подпись учредителя - юридического лица должна быть заверена его печатью. Паспортные данные учредителя - физического лица и наличие полномочий на подписание учредительного договора от имени юридического лица сверяются работником соответствующего подразделения территориального учреждения Центрального банка Российской Федерации по месту предполагаемого нахождения кредитной организации, о чем делается соответствующая запись в учредительном договоре;
3) устав кредитной организации, который должен содержать:
- фирменное (полное официальное) наименование с указанием на организационно-правовую форму (сокращение - для использования в платежных документах).
Фирменное наименование включает слово «банк» или слова «небанковская кредитная организация».
|
|
Полное и сокращенное наименования должны быть отражены на титульном листе устава и в печати банка;
- место нахождения (почтовый адрес) органов управления кредитной организации и ее обособленных подразделений;
- перечень банковских операций и сделок, которые предполагает осуществлять кредитная организация в соответствии со статьей 5 Федерального закона «О банках и банковской деятельности»;
- сведения о размере уставного капитала, размере резервного фонда (в процентах к уставному капиталу) и размере ежегодных отчислений для его формирования;
- сведения о системе органов управления и кредитной организации;
- положение, касающееся обеспечения учета и сохранности документов, а также современной передачи их на государственное хранение в установленном порядке при реорганизации или ликвидации кредитной организации;
- порядок ликвидации и реорганизации кредитной организации;
- иные положения, не противоречащие действующему законодательству;
4) бизнес-план кредитной организации;
5) протокол общего собрания учредителей, содержащий решения о создании кредитной организации, утверждении ее наименования, утверждении кандидатур для назначения на должности руководителей исполнительных органов и главного бухгалтера, утверждении бизнес-плана, утверждении денежной оценки вкладов учредителей в уставный капитал кредитной организации в виде имущества в денежной форме;
6) документы, подтверждающие уплату государственной пошлины (2000 руб.) за регистрацию кредитной организации. Оплата государственной пошлины производится со счета (счетов) по основной деятельности учредителя (учредителей). Оплата государственной пошлины за регистрацию кредитной организации физическими и юридическими лицами, не являющимися ее учредителями, не допускается. За регистрацию кредитных организаций взимается лицензионный сбор в размере 0,1% от объявленного уставного капитала кредитной организации (сбор вносится по месту нахождения кредитной организации и зачисляется в доход федерального бюджета);
|
|
7) нотариально удостоверенные копии свидетельств о государственной регистрации учредителей - юридических лиц, аудиторские заключения о достоверности их финансовой отчетности с приложением балансов и отчетов о прибыли и убытках за три последние года деятельности, а также подтверждения налоговыми органами выполнения учредителями-юридическими лицами обязательств перед федеральным бюджетом, бюджетами субъектов Российской Федерации и местными бюджетами за три последних года;
8) анкеты кандидатов на должности руководителей кредитной организации, главного бухгалтера кредитной организации и его заместителей, заполняемые ими и содержащие сведения о наличии у этих лиц высшего юридического или экономического образования (с представлением копий диплома или заменяющего его документа) и опыта руководства отделом или иным подразделением кредитной организации, связанным с осуществлением банковских операций, не менее одного года, а при отсутствии специального образования - опыта руководства таким подразделением не менее двух лет; а также сведения о наличии (отсутствии) судимости.
Кандидатуры, предлагаемые на должности руководителей исполнительного органа кредитной организации - председатель правления (директор, генеральный директор) и его заместители, а также на должность главного бухгалтера, должны соответствовать квалификационным требованиям, установленным Федеральным законом «О банках и банковской деятельности».
Не допускается назначение на должности руководителей исполнительных органов кредитной организации лиц, предыдущая деятельность которых привела к нарушениям законодательства, иных нормативных актов, предписаний Банка России, неудовлетворительному финансовому состоянию кредитной организации;
9) иные документы.
Все документы, содержащие более одного листа, должны быть прошиты и скреплены печатью.
Территориальные учреждения Банка России выдают учредителям кредитной организации письменные подтверждения получения от них документов.
При наличии замечаний по представленным для регистрации кредитной организации документам территориальное учреждение Банка России возвращает учредителям все документы с письменным заключением.
III этап
При отсутствии замечаний по представленным документам Главное управление ЦБ РФ направляет их вместе со своим заключением в Департамент лицензирования деятельности и финансового оздоровления кредитных организаций Банка России.
Заключение должно содержать полную информацию, на основании которой территориальное учреждение Банка России сделало вывод о возможности регистрации кредитной организации и предоставлении ей лицензии на осуществление банковских операций.
К заключению территориального учреждения, направляемому в Банк России, прилагаются следующие документы, представленные учредителями кредитной организации:
- ходатайство о государственной регистрации кредитной организации и выдаче лицензии на осуществление банковских операций с расчетным балансом и планом доходов, расходов и прибыли кредитной организации на первые три года деятельности;
- учредительный договор общества с ограниченной ответственностью;
- устав кредитной организации (в 3 экземплярах), согласованный территориальным учреждением Банка России;
- протокол общего собрания учредителей;
- список учредителей кредитной организации;
- анкеты кандидатов на должности руководителей исполнительных органов кредитной организации и главного бухгалтера.
Банк России рассматривает полученные документы и принимает решение о возможности регистрации кредитной организации.
Регистрация или отказ в ней должен быть произведены в срок, не превышающий трех месяцев с момента получения территориальным учреждением Банка России документов от учредителей банка.
Процедура регистрации банка состоит в регистрации устава банка и записи сведений о банке в реестр банков (в книгу регистраций) с выпиской свидетельства о регистрации кредитной организации и ее устава.
Банк России в течение рабочего дня, следующего за подписанием свидетельства о государственной регистрации:
- на титульном листе устава кредитной организации ставит штамп с указанием даты государственной регистрации кредитной организации;
- направляет в территориальное учреждение по месту нахождения кредитной организации по 2 экземпляра свидетельства о регистрации кредитной организации и ее устава.
Территориальное учреждение Банка России:
- направляет учредителям уведомление о регистрации кредитной организации с указанием реквизитов корреспондентского счета с требованием оплаты 100% уставного капитала в месячный срок;
- ведет реестр выданных свидетельств о регистрации кредитных организаций, расположенных на подведомственной ему территории, в котором указываются наименование кредитной организации, дата ее государственной регистрации, регистрационный номер, дата выдачи свидетельства о регистрации кредитной организации;
- выдает один экземпляр свидетельства кредитной организации и ее устава председателю совета или другому уполномоченному лицу под расписку.
Кредитные организации приобретают статус юридического лица с момента их государственной регистрации.
Кредитная организация имеет круглую печать со своим фирменным наименованием и указанием характера деятельности посредством использования слова «банк» или «небанковская кредитная организация», а также места ее нахождения.
Сообщение о государственной регистрации кредитной организации публикуется в «Вестнике Банка России».
После этого нотариально заверенная копия зарегистрированного устава коммерческого банка в десятидневный срок (после регистрации) подлежит представлению этим банком в налоговую инспекцию. Помимо этого банк обязан пройти регистрацию в местном органе Пенсионного фонда и в Главном вычислительном центре Центрального банка для включения его в систему расчетов.
Банк России вправе отказать в государственной регистрации и выдаче лицензии на проведение банковских операций по следующим основаниям:
- в состав учредителей банка включены юридические или физические лица, которым запрещено формировать уставный капитал банка;
- размер уставного капитала не отвечает установленным требованиям Банка России;
- неоплата в срок взносов в уставный капитал;
- оплата взноса в уставный капитал произведена одним из учредителей за счет привлеченных, а не собственных средств;
- учредительные документы не соответствуют действующему законодательству;
- финансовое положение учредителей (по заключению аудиторской организации) признано неудовлетворительным;
- кандидатуры руководителей исполнительного органа коммерческого банка не отвечают уставным требованиям.
В случаях отказа в регистрации учредители извещают об этом письменно в течение недели после принятия данного решения. При этом средства с временного расчетного счета возвращаются учредителям (за исключением госпошлины за регистрацию).
IV этап
В течение одного месяца после регистрации кредитной организации ее учредители должны оплатить 100% уставного капитала.
Для подтверждения фактической оплаты уставного капитала кредитная организация представляет в территориальное учреждение Банка России документы, на основании которых территориальное учреждение может удостовериться в правомерности оплаты: балансы, платежные поручения, акты приема-передачи имущества учредителя на баланс кредитной организации, свидетельство о праве собственности кредитной организации на здание (помещение), переданное учредителем в качестве оплаты доли в уставном капитале кредитной организации.
В срок, не превышающий 1 месяц, кредитная организация, созданная в форме акционерного общества, направляет в Банк России документы для регистрации отчета об итогах первого выпуска акций в соответствии с Инструкцией ЦБ РФ № 102-И «О правилах выпуска и регистрации ценных бумаг кредитными организациями на территории РФ» от 22.07.2002 г.
На основании полученных от кредитной организации документов подразделение территориального учреждения Банка России, осуществляющее лицензирование банковской деятельности, в срок, не превышающий десяти дней, проверяет правомерность оплаты уставного капитала и направляет заключение в подразделение, осуществляющее регистрацию выпусков акций.
По кредитным организациям, созданным в форме обществ с ограниченной ответственностью, подразделение территориального учреждения Банка России, осуществляющее лицензирование банковской деятельности, направляет в Банк России заключение о правомерности оплаты уставного капитала после соответствующей проверки.
Документы кредитной организации, подтверждающие оплату 100% уставного капитала, хранятся в территориальном учреждении Банка России по месту нахождения кредитной организации.
V этап
Подтверждение своевременной оплаты 100% уставного капитала является основанием для выдачи кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций.
Кредитные организации могут осуществлять банковские операции на основании лицензии, выданной Центральным банком Российской Федерации.
Вновь созданной кредитной организации могут быть выданы следующие виды лицензий:
1) лицензия на осуществление банковских операций со средствами в рублях (без права привлечения во вклады денежных средств физических лиц);
2) лицензия на осуществление банковских операций со средствами в рублях и иностранной валюте (без права привлечения во вклады денежных средств физических лиц). При наличии этой лицензии банк вправе устанавливать корреспондентские отношения с неограниченным количеством иностранных банков;
3) лицензия на привлечение денежных средств во вклады и размещение драгоценных металлов.
При расширении деятельности кредитной организации могут выдаваться лицензии, дающие право на осуществление большего объема операций, а также Генеральная лицензия.
После получения заключения территориального учреждения Банка России о правомерности оплаты 100% уставного капитала Банк России в течение 3 рабочих дней принимает решение о выдаче лицензии и направляет территориальному учреждению два экземпляра подписанной лицензии на осуществление кредитной организацией банковских операций.