Мотивация учения

Методика предназначена для определения мотивов к учению. Методика валидна для умственно отсталых младших школьников и прошла апробацию в дипломных исследованиях выпускников ИСПиП.

Оборудование: семь карт со схематическим изображением фигур. На одной стороне карты изображен вариант для мальчиков, на другой – для девочек.

Инструкция: Я тебе буду рассказывать о школе и показывать картинки. Будь внимателен. Затем я задам тебе вопросы.

Процедура. Ребенку в указанной последовательности зачитываются рассказы и одновременно выкладываются в ряд карточки, иллюстрирующие их содержание. В зависимости от пола обследуемого выкладываются карточки со схематичным изображением фигур мальчика или девочки.

«Мальчики (девочки) разговаривают о школе. Первый мальчик (девочка) сказал: Я хожу в школу, потому что меня мама заставляет. Если бы не мама, я бы в школу не ходил». При этом на стол перед ребенком выкладывается карточка №1.

Второй мальчик (девочка) сказал: «Я хожу в школу, потому что мне нравится узнавать новое, делать уроки, нравиться учиться. Если бы не было школы, я все равно учился бы». Выкладывается карта №2.

Третий мальчик (девочка) сказал: «Я хожу в школу, потому что в школе весело, там много ребят, с которыми можно играть». Выкладывается карта №3.

Четвертый мальчик (девочка) сказал: «Я хожу в школу, потому что хочу быть взрослым, таким, как мама, папа, брат с сестрой. До школы я был маленький (маленькая). Выкладывается карта №4.

Пятый мальчик (девочка) сказал: «А я вообще не хочу ходить в школу, не хочу учиться». Выкладывается карта №5.

Шестой мальчик (девочка) сказал: «Я хожу в школу, потому что нужно учиться. Без знаний ничего не сделаешь, а выучишься и можешь стать кем хочешь». Выкладывается карта №6.

Седьмой мальчик (девочка) сказал: «Я хожу в школу, потому что в школе хвалят, ставят хорошие, отличные отметки». Выкладывается карта №7.

После прочтения всех рассказов, сопровождаемых выкладыванием соответствующих карточек, ребенку задаются следующие вопросы:

1. Как, по твоему, кто из них прав? Почему?

2. С кем бы из них ты хотел учиться? Почему?

3. С кем бы из них ты хотел играть в школе? Почему?

4. На какой картинке нарисован ты? Почему?

Ответы ребенка записываются в протоколе.

ОБРАБОТКА

Мотив определяется на основе выбора карты.

1 карта – внешний мотив

2 карта – учебный мотив

3 карта – игровой мотив

4 карта – мотив взрослости

5 карта – отрицание мотива

6 карта – социальный мотив

7 карта – мотив успеха

Анализируются содержание и обоснование мотивов каждого выбора. Определяется осознанность и выделяется ведущий мотив. Устойчивость мотива определяется выбором одного и того же мотива при ответах на все 4 вопроса. Устойчивым считается мотив, выбранный 3 – 4 раза, неустойчивым – 1 – 2 раза.

Стимульный материал.

       
   
 



 
 


«Дерево»

Методика «Дерево» является проективной и направлена на исследование????????? Данная методика является валидной для умственно отсталых подростков с 11 – 12 лет и прошла апробацию в курсовых работах студентов ИСПиП.

Оборудование: листы с готовым изображением сюжета: дерево и располагающиеся на нем и под ним человечки (без нумерации фигурок).

Инструкция: «Рассмотрите это дерево. Вы видите на нем и рядом с ним множество человечков. У каждого из них — разное настроение и они занимают различное положение. Возьмите красный фломастер и обведите того человечка, который напоминает вам себя, похож на вас, ваше настроение в новой школе и ваше положение. Мы проверим насколько вы внимательны. Обратите внимание, что каждая ветка дерева может быть равна вашим достижениям и успехам. Теперь возьмите зеленый фломастер и обведите того человечка, которым вы хотели бы быть и на чьем месте вы хотели бы находиться».

Интерпретация:

Интерпретация результатов выполнения проективной методики «Дерево» проводится нами исходя из того, какие позиции выбирает данный ученик, с положением какого человечка отождествляет свое реальное и идеальное положение, есть ли между ними различия. Интерпретация разработана нами с учетом устных рекомендаций Д. Лампенов, опыта практического применения методики и сравнения ее результатов с наблюдениями за поведением учеников, данных, полученных от учителей и родителей, из беседы с ребенком. Для удобства объяснения мы подписали номера на каждой из фигурок человечков.

Выбор позиции № 1, 3, 6, 7 - характеризует установку на преодоление препятствий
№ 2, 19, 18, 11, 12 — общительность, дружескую поддержку
№ 4 – устойчивость положения (желание добиваться успехов, не преодолевая трудности)
№ 5 - утомляемость, общая слабость, небольшой запас сил, застенчивость
№ 9 - мотивация на развлечения
№ 13, 21 – отстраненность, замкнутость, тревожность
№ 8 - характеризует отстраненность от учебного процесса, уход в себя
№ 10, 15 - комфортное состояние, нормальная адаптация
№ 14 - кризисное состояние, «падение в пропасть».
Позицию № 20 часто выбирают как перспективу учащиеся с завышенной самооценкой и установкой на лидерство. Следует заметить, что позицию № 16 учащиеся не всегда понимают как позицию «человечка, который несет на себе человечка № 17», а склонны видеть в ней человека, поддерживаемого и обнимаемого другим (человечком под № 17).


Карта наблюдений Стотта

Карта наблюдений Стотта предназначена для диагностики уровня школьной дезадаптации, является методом экспертной оценки. В качестве эксперта могут выступать родители, учителя, психолог или социальный педагог. Методика была использована в диссертационных работах (Назаревич О.С., 2004; Колосова Т.А, 2007).

Карта наблюдений (КН) Стотта состоит из 16 комплексов симптомов-образцов поведения, симптомокомплексов (СК). СК отпечатаны в виде перечней и пронумерованы (I-XVI). В каждом СК образцы поведения имеют свою нумерацию. При заполнении КН наличие каждого из указанных в ней образцов поведения у обследуемого отмечается знаком «+», а отсутствие — «-». Эти данные заносятся в специальную таблицу (табл.).

Заполняющий КН, сделав заключение о наличии или отсутствии очередного образца поведения, вписывает в столбец соответствующего СК номер образца поведения и справа от номера ставит знак «+» или «-».

Образцы поведения обладают неодинаковым информативным удельным весом. Поэтому при переводе первичных эмпирических показателей «+», «-» в сырые оценки за одни образцы поведения дается 1 балл, за другие — 2 балла. Для этого пользуются таблицей перевода первичных эмпирических показателей в сырые оценки (табл. 42).

В каждом СК баллы за образцы поведения суммируются. Затем суммы сырых оценок по каждому С К переводятся в процентные показатели. Процентные показатели свидетельствуют о выраженности СК у обследуемого от максимально возможной выраженности. Пересчет сырых оценок в процентные показан в табл. 43, которая построена следующим образом:

1. Суммируются все баллы по каждому СК из табл..

2. Затем каждая из возможных сырых сумм оценок делится на максимально возможную сумму и умножается на 100 %.

Таблица


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: