Опросник копинг-стратегий школьного возраста

Методика предназначена для выявления копинг-стратегий у школьников в напряженной ситуации или ситуации конфликта. Данный опросник копинг-стратегий И.М. Никольской и Р.М. Грановской для детей школьного возраста с нормальным интеллектом. Методика прошла апробацию на умственно отсталых подростках в диссертационном исследовании (Колосова Т.А., 2007) и ряде дипломных работ выпускников.

Оборудование: текст опросника

Инструкция:

1. Подумай о том, что ты делаешь, когда чувствуешь напряжение или беспокоишься о чем-то. Обычно это бывает, когда случаются неприятные события.

2. Отметь крестиком в I столбце те способы поведения, которые ты чаще всего используешь в трудных и неприятных для себя ситуациях.

3. Теперь прочти этот список еще раз и во II столбце отметь крестиком те способы, которые тебе обычно помогают справиться с напряжением и беспокойством.

4. Напиши, что еще ты делаешь в такой напряженной, тревожной и неприятной ситуации.

Бланк опросника копинг-стратегий

Название стратегии Используемые стратегии Эффективные стратегии
  Остаюсь сам по себе, один    
  Кусаю ногти или ломаю суставы пальцев    
  Обнимаю или прижимаю к себе кого-то близкого, любимую вещь или глажу животное (собаку, кошку и пр.)    
  Плачу и грущу    
  Мечтаю, представляю себе что-нибудь    
  Делаю что-то подобное    
  Гуляю вокруг дома или по улице    
  Рисую, пишу или читаю что-нибудь    
  Ем или пью    
  Борюсь или дерусь с кем-нибудь    
  Схожу с ума    
  Бью, ломаю или швыряю вещи    
  Дразню кого-нибудь    
  Играю во что-нибудь    
  Бегаю или хожу пешком    
  Молюсь    
  Прошу прощения или говорю правду    
  Сплю    
  Говорю сам с собой    
  Говорю с кем-нибудь    
  Думаю об этом    
  Стараюсь забыть    
  Стараюсь расслабиться, оставаться спокойным    
  Гуляю, бегаю, катаюсь на велосипеде    
  Смотрю телевизор, слушаю музыку    
  Воплю и кричу    

Копинг-стратегии условно можно разделить на несколько групп: решения проблемы, общения, смены деятельности, стремление расслабиться и остаться наедине с собой, избегания, отрицания, фантазирования, невротические проявления, агрессивное и аффективное реагирование.

1. Решение проблемы. К ним можно отнести стратегии совладания, как: «Думаю об этом», «Делаю что-то подобное»

2. Общения, это: «Обнимаю или прижимаю к себе кого-то близкого, любимую вещь или глажу животное (собаку, кошку и пр.)», «Прошу прощения или говорю правду», «Говорю с кем-нибудь».

3. Смены деятельности: «Гуляю вокруг дома или по улице»,, «Рисую, пищу или читаю что-нибудь», «Играю во что-нибудь», «Бегаю или хожу пешком», «Гуляю, бегаю, катаюсь на велосипеде». «Смотрю телевизор, слушаю музыку».

4.Стремление расслабиться и остаться наедине с собой: «Остаюсь сам по себе, один», «Молюсь», «Говорю сам с собой», «Стремление расслабиться остаться спокойным».

5. Избегания: «Плачу и грущу», «Сплю».

6. Отрицания: «Ем или пью», «Стараюсь забыть».

7. Фантазирования: «Мечтаю, представляю себе что-нибудь».

8.Невротические проявления: «Кусаю ногти или ломаю суставы пальцев»

9.Агрессивное и аффективное реагирование: «Борюсь или дерусь с кем-нибудь», «Схожу с ума», «Бью, ломаю или швыряю вещи», «Дразню кого-нибудь», «Воплю и кричу».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: