Методика предназначена для выявления копинг-стратегий у школьников в напряженной ситуации или ситуации конфликта. Данный опросник копинг-стратегий И.М. Никольской и Р.М. Грановской для детей школьного возраста с нормальным интеллектом. Методика прошла апробацию на умственно отсталых подростках в диссертационном исследовании (Колосова Т.А., 2007) и ряде дипломных работ выпускников.
Оборудование: текст опросника
Инструкция:
1. Подумай о том, что ты делаешь, когда чувствуешь напряжение или беспокоишься о чем-то. Обычно это бывает, когда случаются неприятные события.
2. Отметь крестиком в I столбце те способы поведения, которые ты чаще всего используешь в трудных и неприятных для себя ситуациях.
3. Теперь прочти этот список еще раз и во II столбце отметь крестиком те способы, которые тебе обычно помогают справиться с напряжением и беспокойством.
4. Напиши, что еще ты делаешь в такой напряженной, тревожной и неприятной ситуации.
Бланк опросника копинг-стратегий
№ | Название стратегии | Используемые стратегии | Эффективные стратегии |
Остаюсь сам по себе, один | |||
Кусаю ногти или ломаю суставы пальцев | |||
Обнимаю или прижимаю к себе кого-то близкого, любимую вещь или глажу животное (собаку, кошку и пр.) | |||
Плачу и грущу | |||
Мечтаю, представляю себе что-нибудь | |||
Делаю что-то подобное | |||
Гуляю вокруг дома или по улице | |||
Рисую, пишу или читаю что-нибудь | |||
Ем или пью | |||
Борюсь или дерусь с кем-нибудь | |||
Схожу с ума | |||
Бью, ломаю или швыряю вещи | |||
Дразню кого-нибудь | |||
Играю во что-нибудь | |||
Бегаю или хожу пешком | |||
Молюсь | |||
Прошу прощения или говорю правду | |||
Сплю | |||
Говорю сам с собой | |||
Говорю с кем-нибудь | |||
Думаю об этом | |||
Стараюсь забыть | |||
Стараюсь расслабиться, оставаться спокойным | |||
Гуляю, бегаю, катаюсь на велосипеде | |||
Смотрю телевизор, слушаю музыку | |||
Воплю и кричу |
Копинг-стратегии условно можно разделить на несколько групп: решения проблемы, общения, смены деятельности, стремление расслабиться и остаться наедине с собой, избегания, отрицания, фантазирования, невротические проявления, агрессивное и аффективное реагирование.
|
|
1. Решение проблемы. К ним можно отнести стратегии совладания, как: «Думаю об этом», «Делаю что-то подобное»
2. Общения, это: «Обнимаю или прижимаю к себе кого-то близкого, любимую вещь или глажу животное (собаку, кошку и пр.)», «Прошу прощения или говорю правду», «Говорю с кем-нибудь».
|
|
3. Смены деятельности: «Гуляю вокруг дома или по улице»,, «Рисую, пищу или читаю что-нибудь», «Играю во что-нибудь», «Бегаю или хожу пешком», «Гуляю, бегаю, катаюсь на велосипеде». «Смотрю телевизор, слушаю музыку».
4.Стремление расслабиться и остаться наедине с собой: «Остаюсь сам по себе, один», «Молюсь», «Говорю сам с собой», «Стремление расслабиться остаться спокойным».
5. Избегания: «Плачу и грущу», «Сплю».
6. Отрицания: «Ем или пью», «Стараюсь забыть».
7. Фантазирования: «Мечтаю, представляю себе что-нибудь».
8.Невротические проявления: «Кусаю ногти или ломаю суставы пальцев»
9.Агрессивное и аффективное реагирование: «Борюсь или дерусь с кем-нибудь», «Схожу с ума», «Бью, ломаю или швыряю вещи», «Дразню кого-нибудь», «Воплю и кричу».