Признаки | Степень утомления | ||
Легкая | значительная | очень большая | |
Цвет кожи лица и туловища | Небольшое покраснение | Значительное покраснение | Резкое покраснение, побледнение, появление синюшности губ |
Потливость | Небольшая, чаще на лице | Большая, головы и туловища | Очень сильная, выступление соли |
Дыхание | Учащенное ровное | Значительное учащение, периодически через рот | Резко учащенное, поверхностное, появление одышки |
Движения | Не нарушены | Неуверенные | Покачивания, нарушение координации движений, дрожание конечностей |
Внимание | Безошибочное | Неточность выполнения команд | Замедленное выполнение заданий, часто на повторную команду |
Самочувствие | Жалоб нет | Жалобы на усталость, сердцебиение, одышку и т.д. | Сильная усталость, боль в ногах, головокружение, одышка, шум в ушах, головная боль, тошнота и др. |
Все указанные выше показатели в различной степени и различных отношениях отражают величину воздействия физической нагрузки на организм занимающихся, что позволяет определять и регулировать нагрузку в процессе занятия.
Теоретико-методическую основу оптимального дозирования нагрузок составляют закономерности адаптации организма к воздействию физических упражнений, развития тренированности. Исходя из этого сформулированы и научно обоснованы следующие методические положения:
- адекватность нагрузок (соответствие индивидуальным функциональным возможностям организма);
- постепенность повышения нагрузок (обеспечивающая развитие функциональных возможностей);
- систематичность нагрузок (их последовательность и регулярность).
Физические нагрузки в каждом конкретном случае должны быть оптимальными по своим параметрам (объему, интенсивности, интервалам отдыха), что обеспечивает тренирующий эффект. Недостаточные нагрузки неэффективны, так как ведут к потере учебного времени, а чрезмерные - наносят вред организму.
Если нагрузка остается прежней и не меняется, то ее воздействие становится привычным и перестает быть развивающим стимулом, поэтому постепенное увеличение физической нагрузки - необходимое требование.
Наиболее информативным, объективным и широко используемым в практике показателем реакции организма на физическую нагрузку является величина частоты сердечных сокращений (ЧСС).
При дозировании нагрузок в целях повышения функциональных возможностей сердечно-сосудистой системы их величина по показателю ЧСС должна быть не ниже 130 уд./мин (при этом наблюдается максимальный ударный объем сердца). Поэтому величина нагрузок при ЧСС, равной 130 уд./мин, соответствует порогу тренирующей нагрузки.
В оздоровительных целях оптимальный диапазон нагрузок на занятиях находится в пределах ЧСС от 130 до 170 уд./мин.
Следовательно, наибольший общеукрепляющий оздоровительный эффект на занятиях с учащимися подросткового и юношеского возраста достигается упражнениями аэробной направленности средней и большой интенсивности (с помощью подвижных игр, эстафет, спортивных игр, плавания, бега, ходьбы на лыжах и др.).
Диапазон нагрузок средней интенсивности составляет 130- 160 уд./мин и большой интенсивности - 161-175 уд./мин.
Строгое регулирование физических нагрузок и их чередование с отдыхом обеспечивают направленное воздействие физических упражнений на функциональную активность органов и структур организма детей школьного возраста.
Регулирование параметров нагрузки на уроке физической культуры достигается многими разнообразными способами и методическими приемами; наиболее эффективные и доступные из них следующие:
- изменение количества повторений одного и того же упражнения;
- изменение суммарного количества упражнений;
- изменение скорости выполнения одного и того же упражнения;
- увеличение или уменьшение амплитуды движений;
- варьирование величин внешних отягощений;
- выполнение упражнений в усложненных или облегченных условиях (например, бег в горку и бег под горку или бег по дорожке стадиона и бег по песку и т.д.);
- изменение исходных положений (например, выпрыгивания вверх из полуприседа и приседа, сгибание и разгибание рук в упоре лежа с положением ног на полу и на гимнастической скамейке и т.д.);
- изменение длины дистанций в беге, плавании, в беге на лыжах;
- проведение занятий на обычной, увеличенной или уменьшенной площадке (в спортивных играх);
- варьирование применяемых методов (равномерный, игровой, соревновательный и др.);
- увеличение или уменьшение времени (интервалов) и характера отдыха между выполнением упражнений.
В каждом конкретном случае преподаватель применяет наиболее оптимальные способы регулирования физической нагрузки для эффективного решения задач урока.
Для урока физической культуры характерным является строгая регламентация деятельности учащихся и дозирование нагрузки. Этим достигается оздоровительная направленность урока. Малые нагрузки не дают необходимого эффекта, слишком высокие могут принести вред здоровью детей. Четкая регламентация необходима и для выполнения образовательной функции занятия. Усвоение каждого упражнения требует определенного количества повторений. А воспитание физических качеств невозможно без предъявления требований к организму, что достигает правильной дозировкой нагрузки.
В процессе урока учитель должен контролировать частоту пульса учащихся. Он должен быть внимателен и к появлению первых внешних признаков утомления. Регламентировать нагрузку индивидуально в зависимости от реакции организма учащихся.
К внешним признакам утомления относятся:
- цвет кожи лица или туловища (покраснение; побледнение; появление синюшности губ);
- потливость (небольшая, большая, очень сильная);
- дыхание (ровное, значительно учащенное, резко учащенное, появление одышки);
- движения (не нарушены, неуверенные, нарушения координации движений, дрожание конечностей);
- внимание (безошибочное, неточность выполнения команд, замедленное выполнение команд);
- самочувствие (жалоб нет, жалобы на усталость, сердцебиение, одышку и т.д., сильная усталость, боль в ногах, головокружение, одышка, шум в ушах, головная боль, тошнота и др.).
Величина нагрузки на организм учащихся зависит от сложности упражнений и от того насколько упражнение знакомо детям. Нагрузка зависит от внешней среды, от температуры, силы ветра, рельефа местности и от интервалов отдыха в работе.
Нагрузку можно определить по:
1) кровяному давлению;
2) температуре тела;
3) химическому составу крови;
4) самочувствию учащихся;
5) внешним признакам и поведению учащихся: чрезмерное потоотделение; чрезмерное покраснение лица; побледнение лица; пятна на лице; дрожание конечностей; ухудшение техники и координации; снижение интереса к уроку; чрезмерное возбуждение; частое нарушение правил; снижение дисциплины и внимания учащихся; снижение результативности в работе. Это сигналы переутомления.
6) более точно определять физическую нагрузку можно по пульсовой кривой.
Методика определения физической нагрузки на уроке способом пульсометрии. В течение урока измеряется пульс у ученика обычной (средней) физической подготовленности. Первый раз пульс измеряется в начале урока в строю, а затем через каждые 3 минуты.
По пульсовой кривой можно судить о методике проведения урока, о характере упражнений в уроке. Измеряя пульс, необходимо обязательно указывать характер работы, чем занимался ученик или это объяснение учителя. Если проводилось ОРУ, то указывать конкретно какое. Пульс измеряется за 15 секунд и умножается 4, или за 10 секунд и умножается на 6.
При выполнении этого исследования не следует мешать учебному процессу, нельзя отвлекать внимание учащихся и ходить через весь зал, а находиться ближе к ученику, у которого определяется нагрузка. Если ученик выполняет упражнение на снаряде, особенно на канате или готовится к участию в эстафете, следует подождать и после выполнения задания измерить пульс.
Каждые три минуты данные пульса и характер вида деятельности учащегося заносятся в протокол по следующей форме:
Время | Данные пульса | Характер вида деятельности |
в строю | ||
ходьба | ||
бег | ||
специально-беговые упражнения | ||
ОРУ в движении | ||
объяснение | ||
выполнение упражнения | ||
выполнение упражнения | ||
выполнение упражнения | ||
объяснение | ||
выполнение упражнения | ||
исправление ошибок | ||
выполнение упражнения | ||
ходьба | ||
упражнения на дыхание | ||
в строю |
На основании данных протокола чертится график пульсовой кривой, который состоит из двух осей. Вертикальная ось – данные ЧСС, а горизонтальная – минуты урока.