Для полноценной реализации внеурочной программы спортивно-оздоровительной деятельности подростков необходима организация социального партнёрства образовательного учреждения, семьи, управляющих и общественных структур спортивно-оздоровительной направленности (спортивных обществ, клубов, профессиональных сообществ спортивно-оздоровительных центров, стадионов, бассейнов, катков и т. д.).
Социальное партнёрство - тип социального взаимодействия, ориентирующий участников на равноправное сотрудничество, поиск согласия и достижение консенсуса, оптимиацию отношений.
Для проникновения в сущность социального партнёрства важно понимание, что партнёры вовсе не обязательно друзья и единомышленники, у них могут разниться интересы и возможности, между ними могут быть противоречия. Главное для партнёрства - это осознание, что без другого, без реализации его интереса свой собственный интерес не реализовать. Партнёры всегда взаимообусловлены.
Партнёры - это не компаньоны, но и не конкуренты. Социальное партнёрство как тип взаимодействия занимает срединное положение между социальным союзом (содружеством), предполагающим общность ценностей социальных субъектов (а у партнеров могут быть несовпадающие ценности), обязательное суммирование их ресурсов (а партнёры могут и не объединять ресурсы), и социальной конфронтацией - противоборством субъектов.
И в основе социального партнёрства лежат принципы:
Ø добровольности;
Ø взаимовыгодности и взаимодополняемости;
Ø открытости участников партнёрства по отношению друг к другу в той степени, которую они считают допустимой для себя и при этом сохраняющей партнёрство;
Ø согласования интересов на основе переговоров и компромисса;
Ø закрепления отношений в нормативно-правовых и договорных актах;
Ø взаимной ответственности и обязательности выполнения субъектами достигнутых договорённостей;
Ø взаимопомощи (а при необходимости - взаимозащиты) участников партнёрства в отношениях с иными субъектами за его пределами.
Система партнёрства различных социальных субъектов в сфере воспитания должна включать следующие компоненты:
Ø субъекты социального партнёрства;
Ø цель социального партнёрства, которая может рассматриваться как формирование системы добровольных и равноправных взаимоотношений и взаимоподдержки субъектов, приводящих к повышению их воспитательного потенциала;
Ø задачи, которые решаются партнёрами;
Ø принципы социального партнёрства (см. выше), которые рассматриваются как условие существования партнёрских отношений;
Ø деятельностное содержание социального партнёрства (соуправление воспитательным процессом; обмен ресурсами и кооперация ресурсов в сфере воспитания - интеллектуальных, кадровых, информационных, финансовых, материально-технических и др.; предоставление услуг партнёру - консультативных, информационных, технических и др.; разработка и осуществление совместных социальных, образовательных, культурных проектов, отдельных дел и акций, направленных на решение воспитательных задач; взаимообучение в сфере воспитательной деятельности; общественно-государственная экспертиза воспитательного процесса);
Ø организационные формы социального партнёрства (советы, комиссии, временные творческие коллективы, проектные группы, клубы и т. д.);
Ø механизм социального партнёрства (совокупность методов и технологий, в частности, технология переговорного процесса, технология социального проектирования, метод гуманитарной экспертизы, метод рефлексивного управления и др., обеспечивающие развитие партнёрских отношений).
Запуск социального партнёрства нескольких субъектов, обладающих позитивным воспитательным потенциалом, может быть осуществлён, к примеру, следующим образом.
Шаг 1. Проведение инициатором партнёрства предварительных консультаций с потенциальными участниками и создание переговорной площадки, удобной для всех заинтересованных сторон.
Шаг 2. Выявление на переговорной площадке оснований партнёрства, то есть взаимных интересов, потребностей, ресурсов сторон, а также ограничений и рисков партнёрства.
Шаг 3. Выявление в процессе переговоров тех направлений деятельности в сфере воспитания, на которых партнёры готовы сосредоточить свои усилия.
Шаг 4. Определение наиболее приемлемых для участников организационных форм социального партнёрства.
Шаг 5. Формирование нормативно-правовой базы социального партнёрства, обязательная фиксация в договорной форме целей, задач, принципов, критериев и показателей эффективности совместной работы.
Шаг 6. Формирование управляющей системы социального партнёрства.
Шаг 7. Разработка правил и процедур экспертизы эффективности социального партнёрства.
Шаг 8. Разработка и старт реализации программ, планов, проектов партнёрского взаимодействия.
Шаг 9. Текущий анализ и коррекция партнёрской деятельности.
Конфигурации социального партнёрства могут быть самыми разнообразными: двусубъектными, трёхсубъектными, многосубъектными. Главное, чтобы результаты и эффекты партнерской деятельности превосходили результаты и эффекты, которых субъекты достигают самостоятельно, вне сотрудничества с другими.
Ключевым фактором успешности социального партнёрства в сфере реализации образовательных программ является взаимодействие школы и семьи. Именно от отношения семьи во многом зависит, насколько полноценной и продуктивной будет внеурочная деятельность школьника.
Однако современные семьи настолько разнообразны и самобытны (независимы или почти независимы от внешних регламентации и ограничений), что невозможно говорить о каком-то универсальном рецепте вовлечения семьи в партнёрство со школой (в том числе во внеурочной сфере). Даже среди семей с позитивным воспитательным потенциалом наблюдаются заметные различия, которые необходимо учитывать. Итак, семьи с доминантой религиозных ценностей (христианских, мусульманских, иудейских, буддийских и др.). Высшей ценностью в таких семьях признана вера в Бога. Ценности культуры, общественной и частной жизни рассматриваются сквозь призму того, насколько они приближают или удаляют человека от высшей ценности. Семьи этого типа довольно осторожны и избирательны в своих контактах с другими социальными субъектами, особенно религиозно индифферентными. Однако если контрагенты вызывают у религиозно ориентированной семьи доверие, она может стать как просто надёжным партнёром, так и ценным посредником в отношениях с близкой ей религиозной общиной (организацией).
Семьи с доминантой светско-гуманистических ценностей. Высшая ценность в этих семьях — ценность Человека как существа, не нуждающегося во внешнем оправдании, творца культуры и субъекта истории. А главное, что воспитывается в детях - доброе, заботливое отношение к другим людям, гуманность и альтруизм, устремлённость к свободе и знанию, труду и творчеству. Такие семьи максимально открыты к взаимодействию с просоциальными общественными субъектами, способны выступать инициаторами партнёрства в сфере воспитания, безусловно поддерживать позитивные и противостоять негативным тенденциям в развитии социальных контактов по вопросам воспитания.
Семьи с доминантой прагматических (широко практицистских) ценностей во главу угла ставят ценности делового успеха, профессионального и карьерного роста, материального благополучия и финансовой независимости. При этом детям прививается уважительное отношение к чужому успеху и достижениям, чувство здоровой конкуренции. Впрочем, не обходится без некоторой доли недоверия, скепсиса в отношении людей, которые идут по жизни иными путями. Прагматически ориентированные семьи в меньшей степени, чем светско-гуманистические, но всё-таки тоже открыты к конструктивному социальному взаимодействию в сфере воспитания. Оно их интересует в первую очередь той пользой, которую может принести семье. Впрочем, им не чужды и интересы контрагентов. Семьи, относящиеся к данному типу, придают межсубъектным отношениям деловой, целесообразный и взаимообязывающий характер.
Семьи с доминантой утилитарных (узко практицистских) ценностей. Интересы и ценности таких семей замкнуты на самих себя, на воспроизводство сложившегося образа жизни. Идеал жизнедеятельности членов таких семей - делать то, что полезно и привычно для семьи, руководствуясь при этом не высшими ценностями и рациональными соображениями, а рассудком и здравым смыслом. Члены семьи живут своим мирком, доморощенными нормами, правилами, образцами, которые, впрочем, не противоречат социально одобряемым. Такие семьи не видят особой необходимости во взаимодействии с другими социальными субъектами по вопросам воспитания. Присущая им зацикленность на собственных, доморощенных нормах, правилах, образцах затрудняет их участие в договорных отношениях. Конечно, их можно втянуть в эти отношения, но они предпочтут быть не партнёрами, а наблюдателями, сочувствующими другим, но не разделяющими с ними ответственность.
Семьи с доминантой гедонистических ценностей. Получение удовольствия от жизни, необременительная работа (учёба), весёлый и разнообразный досуг, бытовой комфорт - вот то, что прежде всего ценится в таких семьях. При этом все эти устремления «разумно эгоистичны» - здесь не желают зла другим, не используют их как средство для достижения собственных целей, потребление удовольствий и благ не носит стяжательского характера. Гедонистически ориентированные семьи могут быть благосклонны, снисходительны к взаимодействию с другими социальными субъектами в сфере воспитания, но при этом постараются избежать какой-либо ответственности. Однако, в отличие от семей предыдущего типа, эти семьи можно увлечь идеей и практикой воспитательного партнёрства, в том числе в вопросах организации спорта, оздоровления, спортивного досуга детей, создания комфортной среды, положительного эмоционального микроклимата и т. п.