double arrow

Актуальные проблемы семейного воспитания. Проблемы взаимодействия школы и семьи

Семья - начальная структурная единица общества. Семья - колыбель детства. Самой значимой социальной средой для новорожденного является его семья, именно ее особенности воплощаются в личности ребенка. Американский психолог Э. Торндайк утверждал, что до трех лет человек проходит 50 % своего психического развития, а Л.Н. Толстой - что за всю свою жизнь он не получил и одной сотой доли того, что сформировалось в детстве. Уже это доказывает, что семья, где ребенок приобретает опыт общения, проживает самые ранние этапы своего развития, играет огромное значение для всей жизни человека. Семья на протяжении своего исторического существования выполняет ряд функций. Одной из самых важных является функция воспитательная. Социологические исследования констатируют, что современная российская семья все хуже реализует данную функцию. Рост детских правонарушений, наркомания и токсикомания среди подростков, детское бродяжничество и т.д. свидетельствуют о кризисе семейного воспитания.

Кризис отечественного семейного воспитания - результат не во всем продуманной перестройки политического и социально-экономического уклада жизни общества и государства. В результате к традиционным, существующим уже несколько десятилетий проблемам семейного воспитания (отделение молодой семьи от родительской и утрата ими возможности воспользоваться знаниями и мудростью старших поколений; утрата традиций этнопедагогики; анонимное общениедетей и взрослых вследствие организации общества) добавились современные. К наиболее из них ярко выраженным стоит отнести: возрастающие социальные и экономические трудности; однодетность, в результате чего дети не получают практических навыков по уходу и воспитанию за своими братьями и сестрами; гипертрофированная политизация общества; увлеченность родителей зарубежными сериалами и видеопросмотрами боевиков, в результате чего на общение с детьми не остается времени и т.д.

Анализируя причины приобретения детьми пограничных состояний психического здоровья, психотерапевт М.И. Буянов предложил классификацию традиционных ошибок современного семейного воспитания:

· гипоопека (ребенок ощущает дефицит доброты и ласки, ребенок самостоятельно, без помощи любящего взрослого формирует навыки социальной жизни);

· гиперопека (ребенок лишен самостоятельности);

· воспитаниепо принципу Золушки (ребенок ощущает скрытое или явное эмоциональное отторжение, родители предъявляют к нему завышенные требования);

· воспитаниепо типу современного кронпринца (ребенок ощущает недостаток внимания от любящих его родителей, которые, в свою очередь, испытывают чувство вины перед ребенком за собственную занятость и заглаживают ее большим количеством дорогих подарков).

Все вышеизложенное свидетельствует, а социологические исследования подтверждают, что к причинам кризиса современной российской семьи необходимо также отнести недостаточную педагогическую подготовку родителей: у одних нет минимума педагогических знаний, у других отсутствуют педагогические умения, третьи не понимают важность специфических методов воспитания детей в семье. Поэтому сегодня актуальной является задача вооружения родителей педагогическими знаниями. Решить эту задачу можно в результате целенаправленного содержательного взаимодействия школы и семьи.

Категория взаимодействия рассматривается по-разному в философии (И.И. Жбанкова), психологии (А.А. Бодалев, Э. Гоффман, Дж. Мид), педагогике (Б.З. Вульфов, Л.И. Ваховский).

Взаимодействие как педагогическое явление в интерпретации Б.З. Вульфова - «…реализуемые отношения различных воспитательных коллективов - школьного, производственного, педагогического, ученического, родительского и многих других, воздействия которых испытывают учащиеся». Цель взаимодействия всех воспитательных институтов - формирование личности ребенка. Попытку анализа содержания воспитательного взаимодействия школы и семьи сделал Л.И. Ваховский. Он показал, что содержание взаимодействия школы и семьи зависит от политики государства в области народного образования, цели воспитания и образования. Исторический анализ взаимодействия школы и семьи позволили Ваховскому сформулировать основную проблему современного взаимодействия: несогласованность школьного и семейного воспитания, противоречие между активной деятельностью школы и пассивностью большинства семей.

Сегодня в педагогической литературе школа и семьярассматриваются в роли самостоятельных субъектов взаимодействия, оказывающих влияние друг на друга, имеющих свой воспитательный потенциал. Поэтому под категорией взаимодействия следует подразумевать процесс воздействия субъектов друг на друга, порождающий их взаимную обусловленность и связь. Взаимодействие школы и семьи должно учитывать не только деятельность и отношения педагогов, родителей, но и их установки на общениедруг с другом, ребенком, а также реакцию самого ребенка на данное взаимодействие и весь учебно-воспитательный процесс. Сегодня взаимодействие школы и семьи реализуется через родительские комитеты, родительские собрания, беседы, посещения учителем семей воспитанников, родительский всеобуч.

Формы работы школы с семьей подразделяются на индивидуальные (беседа, консультации, посещения семьи, переписка и т.д.) и коллективные (родительские собрания, родительские университеты, открытые уроки для родителей, день открытых дверей, педагогический практикум, вечера вопросов и ответов, работа с родительским активом и т.д.).

Основными условиями эффективного взаимодействия школы и семьи являются:

· Наличие у педагога заинтересованности в судьбе ребенка и педагогического профессионализма, позволяющего расположить к себе родителей, умение работать с каждой группой родителей;

· Наличие совместной деятельности;

· Раскрытие творческого потенциала родителей и детей в совместной деятельности.

Подробная информация по данной проблеме содержится в книгах:

& Педагогика / Под ред. П.И. Пидкасистого. - М., 1998, с. 490-512.

& Педагогика. Новый курс. - М., 1999, с. 189-245.

& Семейное воспитание. Краткий словарь. - М., 1990.

& Семья. Справочник. - Киев, 1989.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: