Основными задачами государственного экзамена по психолого-педагогической подготовке, как итоговой аттестации по одному из трех компонентов профессионально-педагогического образования, являются:
Ø систематизация студентами в период подготовки к экзамену полученных за годы учебы знаний, навыков и умений по теоретическим и технологическим дисциплинам психолого-педагогического цикла;
Ø осмысление студентами существующей (к моменту сдачи экзамена) практики начального профессионального образования с точки зрения полученных теоретических знаний; корректировка собственных педагогических взглядов и отношений;
Ø выявление экзаменационной комиссией уровня развития педагогического мышления выпускника, знания им проблем и вопросов теории и практики профессиональной педагогики, общей и частных методик, возрастной физиологии и психологии.
Содержание государственного экзамена определяется изучаемыми в вузе дисциплинами психолого-педагогического цикла, содержанием педагогических практик и той части производственных практик, которые касаются организации и методики обучения рабочих на предприятии. В экзаменационные билеты включен наиболее значимый учебный материал, который охватывает все основные разделы профессиональной педагогики и общей методики профессионального образования, а также вопросы частных методик обучения техническим предметам в учреждениях начального профессионального образования. По курсам возрастной физиологии и психологии в билеты включены лишь отдельные вопросы, которые, тем не менее, содержат фундаментальный материал, оказывающий наибольшее влияние на педагогическую подготовку студентов.
Экзаменационный билет состоит из трех вопросов. Первый из них - теоретический, из области профессиональной педагогики, психологии или физиологии. Второй - из области общей методики профессионального образования, ответ, на который должен иметь репродуктивный характер, но требует излагать образовательные технологии на примерах подготовки рабочих по конкретным профессиям, родственным специализации студента. Третий вопрос - практическое задание самого разнообразного содержания: разработка педагогического проекта, сценария воспитательного мероприятия, решение типичной или усложненной педагогической задачи, критический анализ педагогического опыта, подготовка рецензии, отзыва, написание статьи и т.п. Отличительной особенностью вопроса является то, что он имеет продуктивный, творческий характер и касается решения частно-методических задач или частных вопросов педагогической науки.
Получение практического задания. Третий вопрос экзаменационного билета студентами выполняется в течение 5-ти дней, предшествующих государственному экзамену. Студент имеет право высказать свое пожелание о тематике практического задания члену государственной экзаменационной комиссии, ответственному за выдачу заданий. В случае если предполагаемая студенческая экзаменационная разработка имеет реальную перспективу внедрения в конкретный учебный процесс (заключение о полезности работы) или уже используется (акт внедрения), то ее тематика может быть предложена студенту в качестве практического задания. В остальных случаях мнение студента не учитывается, и задание назначается упомянутым членом экзаменационной, комиссии из числа тех тем, которые предложены в настоящей программе. При этом задание конкретизируется, например, указывается профессия рабочего, учебный предмет и т.п. Пояснительная записка к выполненному творческому заданию оформляется в соответствии с требованиями, предъявляемыми к оформлению курсовых проектов и работ.
Организация государственного экзамена:
Ø формируется государственная экзаменационная комиссия, и состав ее доводится до сведения студентов;
Ø проводятся обзорные лекции и консультации;
Ø подготавливаются: учебно-программная документация образовательных учреждений начального профессионального образования, наглядные пособия, справочная литература, технические средства обучения (по заявкам студентов);
Ø сроки проведения экзаменов и консультаций отражаются в расписании;
Ø консультации проводятся по всем дисциплинам, вынесенным на экзамены; допуск каждого студента к государственному экзамену осуществляется приказом по институту;
Ø на подготовку к ответу на вопросы билета отводится 1 академический час;
Ø на ответ, включая защиту творческого практического задания, отводится 15 минут;
Ø порядок ответов на вопросы билета определяется самим студентом;
Ø при ответе на третий вопрос, если это потребуется, допускается ассистирование другим студентом при использовании технических средств обучения, проведении фрагмента урока и т.п.;
Ø при необходимости дополнительные вопросы задаются студенту после ответа на все три вопроса билета;
Ø оценка оглашается после завершения ответов всеми студентами па основании решения экзаменационной комиссии.
Требования к ответу на экзаменационный билет:
Ø ответ должен быть научным, то есть опираться на соответствующие законы и теории; он должен быть логически стройным, в ответе должны присутствовать доказательства, опирающиеся на аргументы, аналитические данные и факты;
Ø ответ должен строиться с использованием знаний других дисциплин, то есть быть интегрированным;
Ø ответ следует строить в единстве теории и практики с подтверждением теоретических положений фактами, педагогическими ситуациями;
Ø ответ на третий вопрос билета осуществляется в форме защита выполненной разработки.