Особенности профессиональной подготовки рабочих

Начальное профессиональное образование - имеет целью подготовку работников квалифицированного труда (рабочих, служащих) по всем основным направлениям общественно полезной деятельности на базе основного общего образования.

По отдельным профессиям начальное профессиональное образование может базироваться на среднем (полном) общем образовании.

Начальное профессиональное образование может быть получено в образовательных учреждениях начального профессионального образования (профессионально-технических и иных училищах данного уровня).

Соответствие требованиям научно-технического прогресса. Задачи и содержание подготовки квалифицированных рабочих не остаются постоянными, они изменяются под влиянием требований социалистического производства. Внедрение достижений науки и техники приводит к насыщению производства более совершенными техническими средствами и способами осуществления технологических процессов, новыми материалами и источниками энергии, что вызывает значительные изменения в содержании и характере груда рабочих. Это требует, чтобы содержание их обучения соответствовало, с одной стороны, современному научно-техническому уровню производства в целом и конкретной отрасли в частности, перспективам их развития, а с другой - обеспечивало перспективный характер подготовки квалифицированных рабочих.

Данное требование определяет необходимость отражения в учебных программах (прежде всего общетехнических и специальных предметов) теоретических принципов устройства и работы марин, механизмов, аппаратов, приборов, вопросов их надежности и долговечности, научных основ типовых технологических процессов и т.д. Особое значение имеет также отражение в программах современных достижений науки и техники, основных направлений совершенствования производства, передовых методов труда новаторов, способов и путей формирования высокого профессионального мастерства учащихся на основе новейшей техники и технологии. В целях обеспечения перспективности подготовки молодых рабочих предусматриваемый в программах объем теоретических знаний, как правило, несколько превышает требования к тому уровню квалификации, который предусмотрен в квалификационной характеристике соответствующей профессии.

В соответствии с требованиями научно-технического прогресса одной из важных особенностей подготовки современного рабочего является формирование у него таких качеств, которые позволяют быстро ориентироваться в изменяющихся производственных условиях. Достигается это, в частности, расширением профиля подготовки рабочего, что определяет тенденции развития системы профтехобразования.

Для рабочего, владеющего профессией широкого профиля, характерны разнообразие выполняемых работ, глубокие и разносторонние общетехнические и специальные знания, профессиональная мобильность, способность к перемене труда и быстрой адаптации в сфере современного производства.

Профессия широкого профиля интегрирует ряд родственных по характеру видов работ, которые в производственных условиях могут выполняться рабочими узкой специализации. Так, профессиями широкого профиля являются: слесарь-монтажник по общемонтажным работам и оборудованию общего назначения, тракторист-машинист, аппаратчик химических производств, слесарь механосборочных работ, слесарь-ремонтник, электромонтер по обслуживанию и ремонту электрооборудования и т. п.

Профессии широкого профиля - не механическое соединение нескольких узких специальностей. Они возникают на основе объективных требований производства как результат научно-технического прогресса.

Основные педагогические закономерности на которые опирается и из которых исходит педагогическая наука.

Основным законом воспитания является:

1) закон обязательного присвоения подрастающим поколением социального опыта старших поколений как необходимого условия вхождения в общественную жизнь, осуществления преемственности между поколениями, жизнеобеспечения общества, отдельного индивида и развития сущностных сил каждой личности. Этот объективный закон неизменно и своеобразно проявляется в различных конкретно-исторических условиях. Он может быть не осознан людьми или понят частично, действовать односторонне, стихийно в зависимости от конкретно-исторических обстоятельств. Для реализации его требований в обществе возникает и действует общественный и государственный педагогический процесс, создаются различные типы школ. Подрастающее поколение вводится в систему социальных отношений, зависимостей и присваивает необходимый для жизни опыт. На базе действия основного закона воспитания общество одновременно решает проблему подготовки производительных сил и духовно-нравственного воспитания и развития человеческой личности.

2) закон обязательного соответствия содержания, форм, методов образования, обучения и воспитания требованиям развития производительных сил общества, его духовной, социальной и культурной сфер. В связи с потребностями социально-экономического характера старшие поколения всегда включали в содержание образования и воспитания подрастающего поколения прежде всего те знания, навыки и умения, которые обеспечивают главное-поддержание жизни, производство материальных благ и воспроизводство культуры. Пренебрежение требованиями этого закона, например исключение общетрудовой подготовки из общеобразовательной системы, непременно приводит к сдерживанию развития личности и производства.

3) закон обязательногосоединения воспитания, образования и обучения с производительным трудом, с жизнью общества. Законом педагогики является возникновение неизбежных воспитательных последствий в результате взаимодействия детей с миром, их деятельности в различных жизненных ситуациях, конфликтах, процессах. Закон требует сознательного, педагогически продуктивного трансформирования общественных отношений в отношения воспитательно-направленные. Педагогическое обобщение передовых форм жизни, поведения, отношений и организация на этой основе разнообразных форм жизни учащихся способствуют развитию педагогической науки. В свою очередь, педагогические отношения, воспитывающие в духе высокой нравственности, реализованные в среде обретающих профессию подростков и юношей, по мере становления их взрослыми людьми влияют на совершенствование общественных отношений и человека в целом.

4) законформирования личности в результате ее активного внутреннего и внешнего самопроявления и самоутверждения в деятельности, отношениях, общении. Этот педагогический закон нашел подтверждение в философии и психологии, установивших ведущую роль деятельности, особенно педагогически организованной, в становлении психических процессов, свойств и качеств личности ребенка (Г.В. Гегель, К. Маркс, Ф. Энгельс, С.А. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев).

5) закон гармоничного развития всех сущностных природных и духовных сил личности, ее общепсихической, интеллектуальной, физической, физиологической, эмоционально-волевой сфер с учетом возрастных особенностей и возможностей. Требования этого закона лежат в основе реализации идеи полноценного, безущербного развития человека.

Педагогическая наука сосредоточивает внимание на познании объективных законов воспитания как общественного явления, на организации учебно-воспитательного процесса в соответствии с их требованиями. Развитие педагогики как науки, все более глубокое проникновение в сущность каждого ее объективного закона создают возможности для своевременного устранения противоречий между требованиями общественной жизни, производства, культуры, духовно-нравственных начал и образованием, обучением, воспитанием молодежи; требованием полноценного общего и профессионального развития учащихся и научной организацией педагогического процесса


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: