Тенденции развития общего и профессионального образования в современный период

Профессиональное образование – социально и педагогически организованный процесс трудовой социализации личности, обеспечивающий ориентацию и адаптацию в мире профессий, овладение конкретной специальностью и уровнем квалификации, непрерывный рост компетентности, мастерства и развития способностей в различных областях человеческой деятельности.

Профессиональное образование одно из фундаментальных прав личности, обеспечивающее ей реальное право на труд, профессию, возможность участвовать в общественной жизни, способствующее улучшению качества жизни.

В соответствии с Законом РФ «Об образовании», Федеральным законом «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» и Национальной доктриной образования РФ до 2025г. учеными разработана и одобрена Правительством РФ Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г.

В этих документах с целью повышения качества подготовки специалистов определены следующие направления развития профессионального образования в целом.

1. Модернизация структуры содержания профессионального образования в соответствии с требованиями основных отраслей промышленности, сферы услуг, культуры, армии, государственной службы и др.

2. Создание гибкой, динамичной системы профессионального образования на основе диверсификации образовательных программ, форм управления и технологии обучения.

3. Изменение цели профессионального образования: с вооружения профессиональными знаниями и умениями на профессиональное развитие обучающихся, с подготовки узкого специалиста – на подготовку профессионала, обладающего социальной, коммуникативной, информационной, когнитивной и специальной компетенциями.

4. Обеспечение опережающего характера профессионального образования, в основе которого лежит идея профессионального развития личности, формирующего ее профессиональную мобильность и готовность к освоению новых, перспективных технологий и профессий.

5. Развитие сети инновационных образовательных учреждений, обеспечивающих повышенный уровень профессионального образования (лицеев, колледжей, учебных комплексов и др.)

6. Осуществление различных моделей интеграции начального, среднего и высшего профессионального образования, развитие преемственности, многоступенчатости подготовки кадров, включая обучение в вузах по сокращенным программам. Развитие системы непрерывного профессионального образования.

7. Развитие сети негосударственных образовательных учреждений при одновременном усилении государственного контроля за качеством реализации ими образовательных программ.

8. Использование активных, развивающих технологий обучения. Компьютеризация процесса обучения, развитие Интернет-образования, дистанционного обучения, технологий открытого профессионального образования, создание электронных учебников, библиотек, дидактических средств обучения.

9. Улучшение нравственного, гражданского, патриотического воспитания обучающихся, формирование у них гражданско-правовой, эстетической, профессиональной и бытовой культуры, здорового образа жизни……

Одной из отличительных особенностей развития современной системы образования является переход от государственного к государственно-общественному управлению образованием. Основная идея государственно-общественного управления образованием состоит в том, чтобы объединить усилия государства и общества в решении проблем образования, предоставить учителям, учащимся, родителям больше прав и свобод в выборе различных типов образовательных учреждений. В стране проводится единая государственная политика в области образования, зафиксированная в законе Российской Федерации «Об образовании».

Воспитание как общественное явление – сложный и противоречивый социально – исторический процесс вхождения, включения подрастающих поколений в жизнь общества, в бит, в общественно – производственную деятельность, в творчество, в духовность: становление их модели, развитыми личностями и индивидуальностями.

На основе осознания взрослых основных черт воспитания как общественного явления в обществе возникает стремление к сознательному и целенаправленному использованию законов воспитания в интересах детей и общества.

Итак, общественное явления – воспитания – необходимо как способ обеспечения жизни общества и индивида; оно осуществляется в конкретно — исторических условиях в результате неопределенным образом сложившихся общественных отношений и образа жизни общества; основным критерием его осуществления свойств и качеств личности требованиям жизни.

Политика представляет собой выражение и проведение в жизнь коренных интересов тех или иных созданных слоев, классов, групп, принципы деятельности по организации внутренней жизни общества и международных отношений. Политика использует воспитание в качестве одного из каналов своего утверждения в обществе, в сознании подрастающего поколения.

Гражданское — политическое образование предполагают усвоение детьми основных конституционных политических принципов общественного устройства и отношений с др. государствами. Политическое гражданское воспитания совершается в системе политических отношений, имеет своим результатом осведомленность о политических идеях и событиях, развитию способность глубокого анализа и оценки политических событий, активности в проведении политических принципов в жизнь, их пропаганде и защите.

Принципы государственной политики в области образования:

- гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности; воспитание гражданственности и любви к Родине;

-единство федерального, культурного и образовательного пространства. Защита национальных культур и региональных культурных традиций в условиях многонационального государства;

-общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников;

-светский характер образования в государственных, муниципальных образовательных учреждениях;

-свобода и плюрализм в образовании;

-демократический, государственно-общественный характер управления образованием; автономность образовательных учреждений.

Под профессионализмом понимается высокое мастерство по приобретенной профессии, позволяющее выпускнику быть конкурентоспособным на рынке труда. Профессионализм обеспечивает высокую мобильность рабочих, их способность оперативно осваивать новшества и быстро адаптироваться к изменяющимся условиям производства, способность самостоятельно выбирать сферу деятельности, принимать ответственные решения и обеспечивать саморегуляцию поведения.

Профессионализм и компетентность — это те качества, от которых зависят жизненные и трудовые успехи. Сегодня речь идет о формировании рабочих-профессионалов, способных возродить экономику, и главное в этом процессе — не объем получаемой информации, а умение творчески находить, усваивать и пользоваться ею.

Поэтому так важно сегодня создавать новые типы учебных заведений: гимназии, колледжи, лицеи, высшие профессиональные училища, реальные, коммунальные, аграрные, фермерские учебные заведения.

Возможность будущих структурных изменений показало создание и научное основание деятельности инновационных типов профессиональной школы — высших профессиональных училищ, технических и профессиональных колледжей и лицеев, образовательных комплексов «школа — ПУ», «ПУ — техникум», фермерских школ и др., получивших широкое развитие в Российской Федерации.

Наиболее типичным из таких учебных заведений является профессиональный лицей. Лицей — государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования, основная форма планомерной подготовки квалифицированных рабочих и специалистов со средним специальным образованием либо с повышенным уровнем квалификации со средним общим и специальным образованием.

В переходный период становления профессиональной школы (до утверждения типового положения) лицей являлся экспериментальным типом профессионального учебного заведения, образованного на базе профессионально-технического училища, функционирующего на основе социально-педагогических принципов: демократизации, гуманизации, непрерывности, многоуровневое, многопрофильности, систематичности, интеграции и интенсификации образования.

В зависимости от профиля подготовки рабочих и специалистов лицей имеет соответствующее название, например: политехнический, технико-экономический, строительный, коммерческий, художественно-реставрационный, агротехнический и т.п.

Лицей имеет до трех ступеней образования. На первых двух ступенях осуществляется профессиональная подготовка с элементами политехнического и специального образования квалифицированных рабочих со средним образованием:

-из числа молодежи, окончившей основную среднюю школу, срок обучения 3 года;

-из числа выпускников общей (полной) средней школы — срок обучения дифференцирован с учетом их трудовой первоначальной профессиональной подготовки и сложности профессий и составляет 1 год.

На третьей ступени осуществляется подготовка высококвалифицированных рабочих либо специалистов со средним специальным образованием на базе начального профессионального образования со сроком обучения от 1 до 2-х лет.

В условиях рынка труда лицей имеет право осуществлять подготовку и переподготовку рабочих кадров и специалистов для предприятий различных форм собственности на коммерческой основе.

Целью введения в практику профессионального образования государственного стандарта является его интеграция на принципиально новой юридической и организационно-методической основе. Государственный стандарт профессионального образования служит примером сквозного, комплексного решения, которое на протяжении ближайших лет будет определять функционирование и развитие профессионального образования в России. При этом необходимо иметь в виду введение таких понятий, как «государственный стандарт профессионального образования (федеральный и национально-региональный компоненты)», «профессиональная образовательная программа», «примерная учебно-программная документация», «аттестация, аккредитация и лицензирование профессиональных учебных заведений», семантической пары «профессия — специальность», «квалификационная структура» и ряда других. Политика в этой области направлена на отказ от административных методов формирования содержания профессионального образования при сохранении единого образовательного пространства, на расширение прав регионов, учебных заведений, учащихся в определении содержания обучения и способов его усвоения.

В то же время для успешных, согласованных действий всех субъектов, взаимодействующих в сфере профессионального образования, необходим общий «язык общения» - базовая система понятий государственного стандарта профессионального образования. Разумеется, в любой новой области знаний система понятий складывается не сразу, она претерпевает множество изменений по мере продвижения соответствующих исследований и разработок, их проверки на практике, согласования позиций в смежных областях и в ходе международного сотрудничества. Однако без стартовой понятийной базы невозможно не то только продвигать вперед, но и начать исследования направленные на введение механизма государственного стандарта профессионального образования. Стандартизация начального профессионального образования требует учета специфической цели и задач данного уровня образования.

Разработка стандарта профессионального образования позволяет:

1)установить базовый уровень, обеспечивающий продолжение образования, необходимый минимальный уровень квалификации рабочего или специалиста-профессионала;

2) повысить качество подготовки специалистов путем расширения профессионального профиля, универсализации содержания образования, внедрения прогрессивной блочно-модульной системы обучения, контроля за эффективностью деятельности учебных заведений;

3) упорядочить нормативно-правовые аспекты подготовки всех субъектов системы профессионального образования, установить его преемственную связь в условиях непрерывного образования;

4) обеспечить конвертируемость (надежность) профессионального образования внутри государства и за его пределами для беспрепятственного участия в международном рынке труда.

В зависимости от области применения возможны следующие варианты: международный стандарт профессионального образования, государственный (федеральный, национальный), региональный, разрабатываемый для отдельных районов в соответствии с их межотраслевыми и специфическими условиями. Эффективное и целенаправленное функционирование региональной системы непрерывного профессионального образования возможно в том случае, если будут учтены следующие условия:

1) Организация деятельности системы опирается на научно обоснованные принципы ее построения и функционирования с учетом особенностей динамического развития отраслей региона.

2) Содержание профессиональной подготовки, как один из системообразующих факторов, отбирается и структурируется посредством экспертного анализа заинтересованных представителей всех структурных подразделений системы.

3)Структурные изменения внутри системы и профильность учебных заведений меняются адекватно смене технико-технологических приоритетов и развитию отраслей региона.

4) Подготовка, переподготовка, повышение квалификации и распределение специалистов организовано с учетом реальных потребностей региона в рабочей силе, по строго установленной системе переподготовки и повышения квалификации с учетом способностей и интересов самой личности.

5) Научно-методическое управление деятельностью системы происходит в тесной взаимосвязи предприятий и учебных заведений.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: