Профессиональное образование – социально и педагогически организованный процесс трудовой социализации личности, обеспечивающий ориентацию и адаптацию в мире профессий, овладение конкретной специальностью и уровнем квалификации, непрерывный рост компетентности, мастерства и развития способностей в различных областях человеческой деятельности.
Профессиональное образование одно из фундаментальных прав личности, обеспечивающее ей реальное право на труд, профессию, возможность участвовать в общественной жизни, способствующее улучшению качества жизни.
В соответствии с Законом РФ «Об образовании», Федеральным законом «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» и Национальной доктриной образования РФ до 2025г. учеными разработана и одобрена Правительством РФ Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г.
В этих документах с целью повышения качества подготовки специалистов определены следующие направления развития профессионального образования в целом.
|
|
1. Модернизация структуры содержания профессионального образования в соответствии с требованиями основных отраслей промышленности, сферы услуг, культуры, армии, государственной службы и др.
2. Создание гибкой, динамичной системы профессионального образования на основе диверсификации образовательных программ, форм управления и технологии обучения.
3. Изменение цели профессионального образования: с вооружения профессиональными знаниями и умениями на профессиональное развитие обучающихся, с подготовки узкого специалиста – на подготовку профессионала, обладающего социальной, коммуникативной, информационной, когнитивной и специальной компетенциями.
4. Обеспечение опережающего характера профессионального образования, в основе которого лежит идея профессионального развития личности, формирующего ее профессиональную мобильность и готовность к освоению новых, перспективных технологий и профессий.
5. Развитие сети инновационных образовательных учреждений, обеспечивающих повышенный уровень профессионального образования (лицеев, колледжей, учебных комплексов и др.)
6. Осуществление различных моделей интеграции начального, среднего и высшего профессионального образования, развитие преемственности, многоступенчатости подготовки кадров, включая обучение в вузах по сокращенным программам. Развитие системы непрерывного профессионального образования.
7. Развитие сети негосударственных образовательных учреждений при одновременном усилении государственного контроля за качеством реализации ими образовательных программ.
|
|
8. Использование активных, развивающих технологий обучения. Компьютеризация процесса обучения, развитие Интернет-образования, дистанционного обучения, технологий открытого профессионального образования, создание электронных учебников, библиотек, дидактических средств обучения.
9. Улучшение нравственного, гражданского, патриотического воспитания обучающихся, формирование у них гражданско-правовой, эстетической, профессиональной и бытовой культуры, здорового образа жизни……
Одной из отличительных особенностей развития современной системы образования является переход от государственного к государственно-общественному управлению образованием. Основная идея государственно-общественного управления образованием состоит в том, чтобы объединить усилия государства и общества в решении проблем образования, предоставить учителям, учащимся, родителям больше прав и свобод в выборе различных типов образовательных учреждений. В стране проводится единая государственная политика в области образования, зафиксированная в законе Российской Федерации «Об образовании».
Воспитание как общественное явление – сложный и противоречивый социально – исторический процесс вхождения, включения подрастающих поколений в жизнь общества, в бит, в общественно – производственную деятельность, в творчество, в духовность: становление их модели, развитыми личностями и индивидуальностями.
На основе осознания взрослых основных черт воспитания как общественного явления в обществе возникает стремление к сознательному и целенаправленному использованию законов воспитания в интересах детей и общества.
Итак, общественное явления – воспитания – необходимо как способ обеспечения жизни общества и индивида; оно осуществляется в конкретно — исторических условиях в результате неопределенным образом сложившихся общественных отношений и образа жизни общества; основным критерием его осуществления свойств и качеств личности требованиям жизни.
Политика представляет собой выражение и проведение в жизнь коренных интересов тех или иных созданных слоев, классов, групп, принципы деятельности по организации внутренней жизни общества и международных отношений. Политика использует воспитание в качестве одного из каналов своего утверждения в обществе, в сознании подрастающего поколения.
Гражданское — политическое образование предполагают усвоение детьми основных конституционных политических принципов общественного устройства и отношений с др. государствами. Политическое гражданское воспитания совершается в системе политических отношений, имеет своим результатом осведомленность о политических идеях и событиях, развитию способность глубокого анализа и оценки политических событий, активности в проведении политических принципов в жизнь, их пропаганде и защите.
Принципы государственной политики в области образования:
- гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности; воспитание гражданственности и любви к Родине;
-единство федерального, культурного и образовательного пространства. Защита национальных культур и региональных культурных традиций в условиях многонационального государства;
-общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников;
-светский характер образования в государственных, муниципальных образовательных учреждениях;
-свобода и плюрализм в образовании;
-демократический, государственно-общественный характер управления образованием; автономность образовательных учреждений.
|
|
Под профессионализмом понимается высокое мастерство по приобретенной профессии, позволяющее выпускнику быть конкурентоспособным на рынке труда. Профессионализм обеспечивает высокую мобильность рабочих, их способность оперативно осваивать новшества и быстро адаптироваться к изменяющимся условиям производства, способность самостоятельно выбирать сферу деятельности, принимать ответственные решения и обеспечивать саморегуляцию поведения.
Профессионализм и компетентность — это те качества, от которых зависят жизненные и трудовые успехи. Сегодня речь идет о формировании рабочих-профессионалов, способных возродить экономику, и главное в этом процессе — не объем получаемой информации, а умение творчески находить, усваивать и пользоваться ею.
Поэтому так важно сегодня создавать новые типы учебных заведений: гимназии, колледжи, лицеи, высшие профессиональные училища, реальные, коммунальные, аграрные, фермерские учебные заведения.
Возможность будущих структурных изменений показало создание и научное основание деятельности инновационных типов профессиональной школы — высших профессиональных училищ, технических и профессиональных колледжей и лицеев, образовательных комплексов «школа — ПУ», «ПУ — техникум», фермерских школ и др., получивших широкое развитие в Российской Федерации.
Наиболее типичным из таких учебных заведений является профессиональный лицей. Лицей — государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования, основная форма планомерной подготовки квалифицированных рабочих и специалистов со средним специальным образованием либо с повышенным уровнем квалификации со средним общим и специальным образованием.
В переходный период становления профессиональной школы (до утверждения типового положения) лицей являлся экспериментальным типом профессионального учебного заведения, образованного на базе профессионально-технического училища, функционирующего на основе социально-педагогических принципов: демократизации, гуманизации, непрерывности, многоуровневое, многопрофильности, систематичности, интеграции и интенсификации образования.
|
|
В зависимости от профиля подготовки рабочих и специалистов лицей имеет соответствующее название, например: политехнический, технико-экономический, строительный, коммерческий, художественно-реставрационный, агротехнический и т.п.
Лицей имеет до трех ступеней образования. На первых двух ступенях осуществляется профессиональная подготовка с элементами политехнического и специального образования квалифицированных рабочих со средним образованием:
-из числа молодежи, окончившей основную среднюю школу, срок обучения 3 года;
-из числа выпускников общей (полной) средней школы — срок обучения дифференцирован с учетом их трудовой первоначальной профессиональной подготовки и сложности профессий и составляет 1 год.
На третьей ступени осуществляется подготовка высококвалифицированных рабочих либо специалистов со средним специальным образованием на базе начального профессионального образования со сроком обучения от 1 до 2-х лет.
В условиях рынка труда лицей имеет право осуществлять подготовку и переподготовку рабочих кадров и специалистов для предприятий различных форм собственности на коммерческой основе.
Целью введения в практику профессионального образования государственного стандарта является его интеграция на принципиально новой юридической и организационно-методической основе. Государственный стандарт профессионального образования служит примером сквозного, комплексного решения, которое на протяжении ближайших лет будет определять функционирование и развитие профессионального образования в России. При этом необходимо иметь в виду введение таких понятий, как «государственный стандарт профессионального образования (федеральный и национально-региональный компоненты)», «профессиональная образовательная программа», «примерная учебно-программная документация», «аттестация, аккредитация и лицензирование профессиональных учебных заведений», семантической пары «профессия — специальность», «квалификационная структура» и ряда других. Политика в этой области направлена на отказ от административных методов формирования содержания профессионального образования при сохранении единого образовательного пространства, на расширение прав регионов, учебных заведений, учащихся в определении содержания обучения и способов его усвоения.
В то же время для успешных, согласованных действий всех субъектов, взаимодействующих в сфере профессионального образования, необходим общий «язык общения» - базовая система понятий государственного стандарта профессионального образования. Разумеется, в любой новой области знаний система понятий складывается не сразу, она претерпевает множество изменений по мере продвижения соответствующих исследований и разработок, их проверки на практике, согласования позиций в смежных областях и в ходе международного сотрудничества. Однако без стартовой понятийной базы невозможно не то только продвигать вперед, но и начать исследования направленные на введение механизма государственного стандарта профессионального образования. Стандартизация начального профессионального образования требует учета специфической цели и задач данного уровня образования.
Разработка стандарта профессионального образования позволяет:
1)установить базовый уровень, обеспечивающий продолжение образования, необходимый минимальный уровень квалификации рабочего или специалиста-профессионала;
2) повысить качество подготовки специалистов путем расширения профессионального профиля, универсализации содержания образования, внедрения прогрессивной блочно-модульной системы обучения, контроля за эффективностью деятельности учебных заведений;
3) упорядочить нормативно-правовые аспекты подготовки всех субъектов системы профессионального образования, установить его преемственную связь в условиях непрерывного образования;
4) обеспечить конвертируемость (надежность) профессионального образования внутри государства и за его пределами для беспрепятственного участия в международном рынке труда.
В зависимости от области применения возможны следующие варианты: международный стандарт профессионального образования, государственный (федеральный, национальный), региональный, разрабатываемый для отдельных районов в соответствии с их межотраслевыми и специфическими условиями. Эффективное и целенаправленное функционирование региональной системы непрерывного профессионального образования возможно в том случае, если будут учтены следующие условия:
1) Организация деятельности системы опирается на научно обоснованные принципы ее построения и функционирования с учетом особенностей динамического развития отраслей региона.
2) Содержание профессиональной подготовки, как один из системообразующих факторов, отбирается и структурируется посредством экспертного анализа заинтересованных представителей всех структурных подразделений системы.
3)Структурные изменения внутри системы и профильность учебных заведений меняются адекватно смене технико-технологических приоритетов и развитию отраслей региона.
4) Подготовка, переподготовка, повышение квалификации и распределение специалистов организовано с учетом реальных потребностей региона в рабочей силе, по строго установленной системе переподготовки и повышения квалификации с учетом способностей и интересов самой личности.
5) Научно-методическое управление деятельностью системы происходит в тесной взаимосвязи предприятий и учебных заведений.