Восприятие поведения выступающего

В звуке голоса,

в глазах и во всем облике говорящего

заключено не меньше красноречия, чем в выборе слов.

Ларошфуко

Во время публичного выступления оратору приходится сталкиваться с различными факторами, влияющими на его речь. Но наибольшей трудностью является выбор образа поведения. Оратору необходимо представить некую модель поведения, которой он будет придерживаться перед слушателями: как он будет двигаться, выбор позы, манеры выступления, расположение в аудитории, взгляд, ответы на вопросы, ведение диалога и многие другие.

Важным фактором является организационный вопрос перед выступлением. Безусловно, основная часть данного этапа зависит от организаторов, но контроль над данным процессом в интересах выступающего. В числе организационных моментов значительную роль играет обстановка.

Во-первых, в аудитории обязательно должен быть свежий воздух. Все мы хорошо знаем, что находиться в плохо проветриваемом помещении очень тяжело: от духоты начинает кружиться голова, появляются усталость, разбитость, хочется спать. Чистый воздух полезен для свободного дыхания и улучшения здоровья и самочувствия.

Во-вторых, настроение аудитории и восприятие оратора зависит от фона. Самый благоприятный фон для публичного выступления – темно-синий занавес, по возможности из тяжелого материала, тяжелой ткани. Вообще на темном фоне выступать лучше, он способствует концентрации внимания слушателей на ораторе. Не рекомендуется выступать на фоне цветов, особенно красных – они отвлекают и возбуждают слушателей.

Что касается мебели, то позади должен быть минимум мебели, каких-либо других предметов. Если все-таки они в помещении есть, нужно стараться отойти от них как можно дальше. Не должно быть мебели и по бокам; лучше выдвигаться вперед по направлению к слушателям, лучше стоять перед ними в полном одиночестве – тогда все их внимание будет направлено на оратора. Ни в коем случае нельзя иметь за своей спиной что-либо движущееся – президиум, каких-либо посторонних людей или слушателей, и даже форточку, движущуюся в такт ветру. Ни в коем случае нельзя стоять среди слушателей – наиболее приемлемый вариант - перед всеми слушателями. Желательно, чтобы слушатели сидели перед оратором так, чтобы они не могли видеть входную дверь – опаздывающих, заглядывающих и т. д.. Если речь произносится не с эстрады или в зале нет специального места для оратора, необходимо тщательно выбрать его.

По советам психологов, выступающему лучше не показываться перед слушателями, чтобы образ зрительно начал формироваться только во время вступления. Д. Карнеги считал, что «лучше появиться в виде нового экспоната, чем старого». Важно не путать свою функцию оратора с обязанностями организаторов и не брать в свои руки управление.

Начиная выступление, ни в коем случае нельзя демонстрировать какого-либо недовольства – численностью собравшихся, подготовкой помещения, опаздывающими слушателями, нельзя делать замечаний аудитории в целом.

Аудитории необходимо хотя бы секунд тридцать, чтобы она рассмотрела выступающего, привыкла, составила впечатление. Важно помнить, что первое впечатление формируется в течение 1–2 минут. В это время можно поправить стул, трибуну, разложить записи, закрыть или открыть форточку, поправить или проверить микрофон, подождать, пока стихнет шум, кивнуть кому-нибудь из аудитории.

Не будет лишним пойти навстречу интересам слушателей – если просят, выразить готовность работать без перерыва, закончить пораньше, отпустить кого-либо, кто спешит, раньше и т. д. Это всегда настраивает аудиторию в пользу оратора.[70]

И еще важный вопрос – как быть, если в помещении народу немного, но все сели в задние ряды, а передняя часть зала пуста? С такой проблемой ораторы сталкиваются очень часто, особенно в незнакомых и малознакомых аудиториях, при разнородном составе слушателей. Д. Карнеги рекомендует перед началом вашего выступления собрать всех слушателей вместе, пересадить всех вперед: «пустые кресла негативно действуют на слушателей, аудиторию не расшевелить, если она рассеяна по залу». Полностью соглашаясь с его оценкой рассеянной по залу аудитории, мы должны признать, что его требование мало выполнимо и, более того, нецелесообразно. Во-первых, это насилие над аудиторией, причем с самого начала это настроит аудиторию против оратора. Во-вторых, слушатели, особенно если они принадлежат к одному коллективу, могут иметь в зале свои излюбленные места, и воспримут попытку лишить их мест с большим неудовольствием, если не с враждебностью. В-третьих, это займет время. Пустые кресла действительно действуют на аудиторию негативно. Оратору лучше подойти к тем, кто сел вдали от него. Необходимо подойти к основной массе слушателей и начать выступление перед ними. Если при этом окажется, что несколько человек остаются совсем в стороне, именно им можно предложить сменить свое место; при этом им придется перейти назад, а не вперед. Такой подход демонстрирует уважение оратора к слушателям: он идет на уступки им, а не требует уступок от них. Такой поступок усилит коммуникативную позицию оратора в данной аудитории, расположит аудиторию в его пользу.

Какую позу принять, каково положение тела, рук, ног должно быть для наилучшего восприятия оратора? Типичными ошибками неопытных ораторов являются позы, когда оратор выходит и становятся в позу с руками за спиной. Создается ощущение закрытости, скованности, жестикуляция работать не будет. Неверно, когда оратор выходит и становится в позу с руками, скрещенными на груди в позе Наполеона. Такое положение оратора будет опять же подсознательно восприниматься как подчеркнутая демонстрация превосходства.

Руки в карманах - это выглядит абсолютно вульгарно и является грубым нарушением этикета, после которого докладчик просто не воспринимается серьезно публикой. По этой же причине не стоит брать с собой предметы, которые хочется взять для самоуспокоения: тетрадки, шпаргалки, записи на листах; а также на всякий случай: ручки, фломастеры, маркеры. Все предметы в руках визуально усиливают впечатление дрожащих рук. Исключение: если речь или доклад настолько объемны, что без записей не обойтись, но тогда их можно взять и положить рядом на стул, стол, трибуну и подглядывать, а если по-другому невозможно, зачитывать текст.[71]

Все мы жестикулируем, в большинстве случаев даже не отдавая себе в этом отчета. Обычно считается, что жесты — это движения рук и кистей. Действительно, они самые выразительные и заметные. Но и любое телодвижение, которым подчеркивают слова, — тоже жест. Почти невозможно говорить с увлечением и убежденно, не двигая при этом головой, шеей, плечами, всем корпусом, бедрами и ногами. Но при жестикуляции следует придерживаться определенных правил. Жесты должны быть непроизвольны. Жестикуляция не должна быть непрерывной. Не жестикулируйте руками на протяжении всей речи. Не каждая фраза нуждается в подчеркивании жестом. Жесты должны отвечать своему назначению. Оратору легко потерять общение с аудиторией. Для этого необходимо время от времени посматривать в окно, окидывать взглядом стены, опускать глаза к полу и поднимать их к потолку, рассматривать руки, углубляться в свои заметки. Но ничто не приводит окружающих в такое смущение, как пустой взгляд, то есть манера смотреть на людей, как в пустое пространство. Слушатель сразу замечает это и всегда несколько в обиде на оратора. Контакт с аудиторией вовсе не предполагает также взора, неотрывно устремленного на кого-то из слушателей. Надо стараться переводить взгляд с одной части аудитории на другую, так как многие испытывают смущение, если выступающий упорно смотрит на них.

При публичном выступлении нельзя забывать о голосовой акустике. Речь оратора не должна быть монотонной. Фразы должны произноситься с разной интонацией. Они разделяются паузами. Существует гросспауза, она делается при смысловом переходе, для эмоционального эффекта, и для подчеркивания важности предыдущей или последующей фразы. При опровержении чужой идеи нужно говорить кратко, не забывать об интонационной гамме. Свою идею нужно повторять как можно чаще для того, чтобы она отложилась в подсознании слушателей. Если голос оратора монотонен, вял и похож на заунывную песню, то кроме безразличия, иронии слушателей и дискредитации оратора он вряд ли что добавит к его репутации. Трудно представить современного оратора без хорошо поставленного голоса, без эмоциональности, без его темперамента и жеста.

Итак, подведем итоги, резюмируем сказанное в виде правил.

Правила для регулирования голоса, жестов и мимики

1. Начало публичного выступления всегда должно произноситься голосом, тоном умеренным и средним.

2. Не злоупотребляйте жестом и мимикой: будьте на трибуне артистом, а не клоуном.

3. «Рука движется —только... в местах страстных, жарких и живых» (М. Сперанский).

4. Небрежная и торопливая речь обесценивает и обеззвучивает слова и фразы.

5. Излишняя мимическая виртуозность лишь раздражает слушателя.

6. Владеть голосом, жестом и мимикой — это значит владеть вниманием слушателей от начала до конца выступления.

7. Выступая публично, ищите свой тон, свой стиль, свою индивидуальность.

В общении оратора с аудиторией играет роль не только его голос, но и весь внешний облик. Хорошее общее впечатление от внешности оратора, его манер, позы и жестов крайне необходимо для успеха речи.

Самая главная и полезная для дела черта внешнего облика оратора — корректность. Неотъемлемые качества хорошего ораторского стиля — непринужденность, воодушевление, уверенность и дружеский тон. Правильная поза неотъемлема от непринужденности манер и легкости движений. Жестикуляция усиливает выразительность речи. При отработанной жестикуляции жесты возникают непроизвольно, но они поддаются контролю и хорошо отражают настроение и мысли оратора.

В сфере межличностных отношений человек создаёт притягательный имидж. Удачный деловой образ влияет не только на восприятие окружающими, но и на восприятие самого себя.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: