Тип шпал | Толщина, h | Ширина, b | Длина, l |
I | |||
II | |||
III |
На один километр прямого участка пути 1-4-го классов укладывают 1840 шт. шпал; на путях 5-го класса — 1440 шт/км.
Достоинство деревянных шпал: они упруги, легко обрабатываются, неэлектропроводны, устойчивы в балласте. В то же время деревянные шпалы стали очень дефицитными и дорогими, срок службы — небольшой, они выходят из строя из-за износа, трещин и гниения.
Переводные деревянные брусья бывают обрезные и необрезные трех типов. Длина переводных брусьев должна быть от 3,0 до 5,5 м с градацией 0,25 м. Они изготавливаются комплектами в зависимости от назначения путей, типа рельсов и марки стрелочных переводов. Перед укладкой переводные брусья пропитываются также масляным антисептиком. Мостовые брусья имеют прямоугольную форму поперечного сечения размером 200 х 240 мм и 220 х 260 мм, длина этих брусьев 3250 мм; пропитка обязательна.
Железобетонные шпалы. С 1956 г. в нашей стране началась массовая укладка железобетонных шпал. Арматура таких шпал состоит из 44 стальных проволок диаметром 3 мм. Эти проволоки до бетонирования подвергают сильному натяжению. После твердения бетона с проволоками последние освобождают от растягивающих сил, и они, стремясь возвратиться к своей первоначальной длине, сжимают бетон. Создается предварительное напряжение, предохраняющее шпалы от появления трещин во время эксплуатации.
|
|
Железобетонные шпалы имеют одинаковые размеры (рис.4.29), что положительно сказывается на плавности движения поездов, они не боятся воды, солнца, мороза и не гниют.
Ðèñ. 4.29. Æåëåçîáåòîííàÿ øïàëà òèïà Ø1-1: 1 — çàêëàäíàÿ øàéáà; 2 — àðìàòóðà
Срок их службы предположительно 50 лет. Для уменьшения жесткости пути и электропроводности шпал под металлические подкладки и под рельсы укладывают резиновые упругие прокладки, а скрепления рельсов с железобетонными шпалами дополняются электроизолирующими деталями. Для бесстыкового пути, как правило, применяют железобетонные шпалы, укладывая их только на щебеночный или асбестовый балласт. Эпюра укладки железобетонных шпал принята такой же, как и для деревянных шпал.
В настоящее время для ширины колеи 1520 мм серийно выпускают железобетонные шпалы типов Ш-1-1, Ш-2-1, Ш-2-2, что обозначает: Ш — шпала железобетонная, 1-1 — под скрепления типа КБ, 2-1, 2-2 — под другие скрепления. Длина шпалы 2700 мм, масса — 270 кг.