Локомотивное хозяйство

Локомотивное хозяйство включает тяговый подвижной состав, здания локомотивного депо и мастерских с оборудованием, пункты технического осмотра, склады песка, топлива и смазочных материалов, экипировочные устройства, пункты смены бригад и дома отдыха локомотивных бригад, базы запаса локомотивов.

Основным линейным предприятием локомотивного хозяйства является локомотивное депо, предназначенное для технического обслуживания и ремонта локомотивов. По характеру и объему выполненных работ депо разделяются на основные и оборотные.

Основные депо имеют приписной парк локомотивов, необходимые технические средства и штат работников для технического обслуживания и ремонта локомотивов. Основные локомотивные депо располагаются на участковых или сортировочных станциях.

Оборотные депо располагаются на станциях, находящихся на границах участков или зон обращения локомотивов, и обеспечивают их техническое обслуживание и экипировку. На станциях с оборотными депо находятся, как правило, пункты смены и дома отдыха локомотивных бригад, находящихся в ожидании поездов для обратного следования.

Здания локомотивных депо по конфигурации бывают прямоугольные, ступенчатые и еще частично сохранившиеся веерные.

По назначению или типу локомотивов депо подразделяют на грузовые, пассажирские, маневровые и объединенные, в приписном парке которых есть локомотивы и мотор-вагонный подвижной состав.

В локомотивное депо входят цеха: эксплуатации, технического обслуживания, текущего ремонта, механический, заготовительный, по ремонту электрических машин и аппаратуры, дизельный, а также отделения по ремонту автотормозов и автосцепки, аккумуляторные, сварочные и другие. На территории депо имеются экипировочные устройства для снабжения локомотивов песком, смазкой, водой.

Исправное состояние локомотивов и мотор-вагонного подвижного состава обеспечивается постоянным уходом за ними в процессе эксплуатации, а также ремонтом в установленные сроки.

Систематическая проверка состояния локомотивов осуществляется локомотивными бригадами. Большую роль в поддержании локомотивов в исправном состоянии играет системы технического обслуживания и текущего ремонта, выполняемая силами ремонтного персонала локомотивных депо.

Помимо технического обслуживания, выполняемого локомотивной бригадой, предусмотрено техническое обслуживание с выполнением различных видов работ специализированными бригадами слесарей в основном депо и пунктах технического обслуживания с отцепкой локомотива от состава. При этом проводится осмотр ходовых частей локомотива, тормозного оборудования, электрооборудования, приборов автоматики и восстановление их работоспособности.

Текущие ремонты различного объема выполняют в специализированных цехах, оснащенных смотровыми и опускными канавами, подъемно-транспортным оборудованием, моечными машинами, станками для обточки бандажей колесных пар без выкатки их из-под локомотива, кантователями и т.д.

В ходе этих ремонтов проводятся ревизии, ремонт и замена отдельных деталей, узлов, аппаратов, регулировка и испытания, а также частичная модернизация оборудования. Этим достигается восстановление основных эксплуатационных характеристик и работоспособности локомотивов.

Система планово-предупредительных ремонтов включает и капитальный ремонт локомотивов, который проводится на локомотиворемонтных заводах.

Капитальный ремонт выполняют с целью восстановления эксплуатационных характеристик и полного ресурса агрегатов и узлов локомотивов, для полной замены проводов и кабелей, а также модернизации конструкции.

После текущих и капитальных ремонтов локомотивы подвергаются испытаниям на специальных стендах

Современный локомотив является достаточно сложным устройством, от надежности работы которого зависят не только экономические показатели депо, отделения, дороги, но и, зачастую, сохранность грузов и жизнь людей.

Способы эксплуатации локомотивов, электропоездов и дизельных поездов обусловлены участками обращения локомотивов. В грузовом движении они разделяются на: кольцевые (с одним и двумя основными депо на кольце 3, 4), плечевые 1 и индивидуальные 2 (рис. 7.14).

На сети железных дорог преобладают плечевые участки обращения, создаваемые на базе одного основного депо, что создает благоприятные условия для плановой постановки локомотивов на техническое обслуживание и текущие ремонты.

Ðèñ. 7.14. Ñõåìû ó÷àñòêîâ îáðàùåíèÿ ëîêîìîòèâîâ

На отечественных железных дорогах, в ходе их развития, совершенствовалась организация эксплуатации локомотивов.

Происходило изменение способов обслуживания локомотивов бригадами, длины участков обращения. Современные тепловозы и электровозы позволили значительно удлинить плечи обращения, длина которых не превышала 170 км. В настоящее время грузовые локомотивы водят поезда без отцепок от поезда на расстояние 1000 км и более, а пассажирские — до 1500 км и более.

С введением удлиненных участков обращения локомотивов и сменного обслуживания их локомотивными бригадами важное значение приобретает правильное составление и строгое соблюдение графика оборота локомотивов и оборота локомотивных бригад. Эти графики разрабатываются на основе графиков движения поездов, норм пробегов локомотивов между ремонтами и сроков технического обслуживания с обязательным соблюдением установленного режима труда и отдыха локомотивных бригад.

Различают три способа обслуживания локомотивов бригадами:

  • сменный, предусматривающий обслуживание локомотива очередными по графику бригадами, назначаемыми после окончания отдыха;
  • прикрепленный, предусматривающий обслуживание локомотива постоянно прикрепленными к нему бригадами, сменяемыми поочередно, после окончания отдыха по месту жительства;
  • турный, редко используемый, когда локомотив обслуживается несколькими постоянно за ним закрепленными бригадами, из которых две одновременно находятся в поездке, но одна ведет поезд, а другая отдыхает в специальном вагоне, следующем все время с локомотивом.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: