Диспетчерская централизация

Комплекс взаимоувязанных устройств автоматической блокировки и электрической централизации с управлением стрелками и светофорами всех промежуточных станций участка поездным диспетчером из одного центра управления называется диспетчерской централизацией. Управление движением поездов из центра управления без непосредственного участия дежурных по станциям существенно ускоряет продвижение поездов по участку, сокращает численность работников службы движения на станциях. Диспетчер обычно управляет участком протяженностью 100-150 км с числом станций от 10 до 15.

Устройства диспетчерской централизации должны обеспечивать: управление из диспетчерского центра стрелками и сигналами ряда станций и перегонов данного участка; контроль за положением и занятостью стрелок, занятостью перегонов, путей на станциях и прилегающих к ним блок-участках; возможность передачи станции на резервное управление стрелками и сигналами по приему и отправлению поездов, а также по производству маневров или передаче стрелок на местное управление для производства маневров; автоматическую запись графика исполненного движения поездов; обязательное выполнение требований, предъявляемых к системам электрической централизации и автоматической блокировки.

Для создания систем централизованного управления движением поездов необходимо также обеспечить передачу на расстояние команд поездного диспетчера. Без извещений о положении объектов и исполнения своих команд диспетчер был бы лишен возможности регулировать движение поездов на участке. На каждой управляемой промежуточной станции помещается линейное кодовое устройство для избирательного приема команд диспетчера и передачи их на исполнение управляющей аппаратуре электрической централизации, а также для обратной передачи диспетчеру извещений на центральный пост. Команда с пульта подается нажатием диспетчером соответствующих кнопок управления.

На центральном диспетчерском посту у поездного диспетчера имеется аппарат управления, состоящий из пульта, световой схемы (табло) и поездографа, а также центральных кодовых устройств для передачи команд управления и приема извещений со станций участка (рис. 9.8).

Ðèñ. 9.8. Ïóëüò-ìàíèïóëÿòîð è âûíîñíîå òàáëî

На табло указывается положение стрелок и светофоров, свободны или заняты станционные пути, стрелочные изолированные участки, а также перегоны, участки приближения и удаления, установленное направление движения, что дает возможность поездному диспетчеру видеть место нахождения и движения поездов. Нормально, когда контролируемый участок пути свободен, его изображение на табло темное; как только поезд вступит на участок, загорается полоса красного цвета. Задание маршрута диспетчером указывается появлением белого мигающего огня в концевых ячейках стрелочной секции по заданному маршруту. Как только получен контроль со станции об установке маршрута, загорается белая полоса по всему маршруту и зеленый огонь в изображении светофора. При вступлении головы поезда на стрелочную секцию белый цвет меняется на красный, и зеленый огонь светофора гаснет. Вход поезда на путь приема вызывает появление красной полосы на изображении пути, со стороны хвоста поезда часть пути делается темной, что указывает направление следования поезда.

Для автоматической записи графика исполненного движения поездов на пульте устанавливают особый прибор — поездограф. Его печатающие электромагниты включены в таком же порядке друг за другом, как и рельсовые цепи вдоль участка. При движении поезд занимает рельсовые цепи, и в такой же последовательности на листе будут наноситься отметки.

Устройства кодового управления позволяют, пользуясь всего двумя проводами (кодовой цепью), подвешенными на линии связи или высоковольтной сигнальной линии автоблокировки вдоль всего участка, управлять станциями и по этим же проводам передавать от них диспетчеру извещения. Хотя число объектов управления (стрелок, светофоров, приборов местного управления и др.) может достигать нескольких сот (800 — 900), еще больше требуется извещений о положении управляемых и контролируемых объектов (650 — 1300). Команды и извещения передаются по избирательному принципу. Это значит, что команда поездного диспетчера воспринимается, во-первых, только той станцией, на которую команда передается, а во-вторых, на самой станции только теми объектами стрелочно-сигнальной группы, к которой она относится. Ни одна другая станция, включенная в линию, не должна принимать чужие команды. Когда извещения передаются со станции к диспетчеру, они также должны воспроизводиться соответствующими этой станции лампочками табло.

Диспетчерской централизацией нового типа являются системы Сетунь и Диалог.

Система Сетунь состоит из:

 аппаратуры центрального поста (ЦП), влючающей персональные ЭВМ, устройство ввода и отображения информации, устройство регистрации информации;

 аппаратуры линейного пункта (ЛП), включающей специализированную управляющую ЭВМ, устройство ввода информации, элементы увязки с исполнителями и контролируемыми элементами устройств автоматики на станциях и перегонах

Структура системы Диалог имеет два уровня:

 Аппаратура центрального поста (ЦП), включающая индустриальные микроЭВМ, устройства ввода и отображения информации, устройства регистрации информации (т.е вместо пульт-табло применяются ПЭВМ). Перечисленные устройства образуют автоматизированное рабочее место (АРМ) поездного диспетчера. Кроме этого, на ЦП могут устанавливаться АРМ энергодиспетчера, локомотивного диспетчера, дежурного инженера и диспетчера службы сигнализации и связи и другие, которые могут обслуживать несколько участков. Все АРМ на ЦП объединяются в информационную сеть. Совокупность АРМ ЦП одного или нескольких участков, объединенные вместе, представляют собой автоматизированный центр диспетчерского управления (АЦДУ) соответственно участка, региона, отделения или дороги в целом;

 Аппаратура линейного пункта (ЛП), включающая управляющую безопасную микроЭВМ, устройства ввода и вывода информации, элементы увязки с исполнительными и контролируемыми элементами устройств автоматики на станциях и перегонах (т.е. с устройствами, которые управляют стрелками и светофорами). На станциях могут дополнительно устанавливаться АРМ дежурных по станции, связанные с устройствами ЛП.

Устройства ЦП связаны с аппаратурой ЛП с помощью стандартных модемов. Передача информации от ЦП до управляемого участка осуществляется по цепям уплотнения, на управляемом участке — по физическим двухпроводным цепям.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: