Основные идеи темы: Диагностика, ее сущность, структура и разновидности. Функции диагностики: функция обратной связи, воспитательно-побуждающая, прогностическая, конструктивная, оценочная, коррекционная, информационная, коммуникативная. Значение педагогической диагностики в постановке целей, конкретизации задач, в выборе средств и методов воспитания, в оценке эффективности педагогических действий на каждом из этапов воспитательного процесса. Классификация диагностических методик. Методы изучения уровня воспитанности личности, коллектива, педагогического процесса. Методики педагогического исследования.
Прогнозирование педагогических явлений и процессов. Методы педагогического прогнозирования. Прогнозирование развития личности ребенка и коллектива. Диагностика и прогнозирование – основа целеполагания и планирования воспитательной работы.
Методические указания по теме. Студенты должны усвоить сущность диагностики и прогнозирования в воспитательной работе, овладеть умениями предполагать возможные результаты развития педагогического процесса, разрабатывать целевые программы и диагностические методики исследования в области воспитания. Студенту важно усвоить алгоритм анализа воспитательной ситуации (воспитательной задачи) как единицы педагогического процесса.
1.Раскройте сущность диагностики как составной части воспитательной деятельности.
2. Назовите функции диагностики.
3.Представьте классификацию методов педагогической диагностики.
4.Охарактеризуйте методы диагностики уровня воспитанности личности ребенка (коллектива).
5.Докажите, что диагностика и прогнозирование составляют основу планирования воспитательного процесса.
СРС. Студентам рекомендуется составить перечень (систему) методов изучения классного коллектива, личности школьника определенного возраста. В целях формирования профессионально значимых умений будущим учителям предлагается провести различные диагностики и самодиагностики уровня готовности к работе с детьми, результаты которых могут послужить отправной точкой в составлении программы (педагогического дневника) профессионального саморазвития и самосовершенствования будущего учителя.
НИРС. В целях дальнейшего исследования избранной проблемы на данном этапе студентам необходимо провести системно-структурный анализ изучаемого явления, объекта или процесса воспитания. На консультациях с преподавателем обсуждаются разработанные планы, схемы и структуры по теме самостоятельного исследования, уточняется список изучаемой литературы. Преподаватель проверяет и оценивает в баллах Введение к реферату, который прибавляется к промежуточному рейтинговому баллу студента после изучения блока тем «Воспитание как общественное явление и педагогический процесс».
Послесловие к лекции: «Приглашение к размышлению». Ознакомьтесь и сделайте свои выводы относительно десяти английских педагогических изречений:
- если ребенка постоянно критиковать, он учится ненавидеть;
- если ребенок постоянно живет во вражде, он учится агрессивности;
- если ребенка постоянно высмеивают, он становится замкнутым;
- если ребенок постоянно живет в упреках, он учится жить с чувством вины;
- если ребенка постоянно подбадривают, он учится верить в себя;
- если ребенка постоянно хвалят, он учится быть благодарным;
- если ребенок постоянно растет в честности, он учится быть справедливым;
- если ребенок постоянно живет в безопасности, он учится верить людям;
- если ребенка постоянно поддерживают, он учится ценить себя;
- если ребенок постоянно живет в понимании и дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире.