double arrow

Педагогическое прогнозирование

Понимается нами как предвидение будущих изменений в развитии, образовании, формировании личности; определение путей совершенствования личности; проектирование хода развития педагогического процесса.

Для того, чтобы составить прогноз, необходимо исходить из информации о прошлом и настоящем; кроме того, надо знать законы, тенденции развития того или иного педагогического явления. Важное значение для педагогики играет активность предвидения, т.е., предвидя будущее, педагоги готовы активно вмешаться, изменить ход событий в благоприятную сторону. Пассивность, созерцательность не характерны для педагогического прогноза.

Каждый вдумчивый, творчески работающий педагог стремится предвидеть поведение, поступки, действия ученика, прогнозирует развитие и формирование его личности, осуществляет управление педагогическим процессом.

Прогнозирование как функция педагогического мониторинга завершает цикл изучение – диагноз – прогноз. Однако эта логическая структура в практике работы чаще всего относится лишь к начальному периоду, ибо продуктивность педагогического процесса определяется прежде всего целью (задачами). Без цели не может быть самого педагогического процесса. Прогноз и содержит цель, на реализацию которой направлен педагогический процесс.

Цель определяет деятельность и общение, в процессе которых изучается личность школьника. Таким образом, в практике работы чаще всего выступает такая логическая формула:

Таким образом, педагогическая диагностика – это деятельность по распознаванию состояний, изменений, происходящих в объекте-субъекте диагностики, результата педагогического процесса. Педагогическая диагностика в данном случае представляет собой познавательно-преобразующую деятельность по распознаванию и учету обученности, воспитанности, индивидуальных и групповых особенностей участников военно-педагогического процесса и его компонентов в соединениях, частях, подразделениях Вооруженных Сил России, направленную на обеспечение эффективности данного процесса, достижение педагогических целей, личностное и профессиональное развитие военнослужащих, успешное решение задач по предназначению.

Целевую основу педагогической диагностики в структуре военно-педагогического процесса образуют профессионализм и личностное развитие военнослужащих на основе учета их психолого-педагогических особенностей.

Главные задачи педагогической диагностики – распознавание, анализ и оценка обученности, воспитанности, индивидуальных и групповых психологических особенностей, личностного и профессионального развития военнослужащих на всех этапах военно-педагогического процесса.

Организация педагогического процесса – это совокупность действий, ведущих к образованию и совершенствованию взаимосвязей между компонентами педагогического процесса. К основным компонентам организации педагогического процесса мы относим педагогический мониторинг, проектировочную, собственно организаторскую, гностическую деятельность.

Анализ - это всегда мысленное расчленение предмета на части, разложе- ние его на элементы, слагаемые целостного предмета, но при этом производится оценочная характеристика каждого элемента, а суммарно это позволяет дать ха- рактеристику предмету в целом.

Педагогический анализ - это оценочное рассмотрение реально разворачиваю- щегося процесса воспитания с позиции избранной модели воспитания, которая пред- ставлена в качестве структурной связи необходимых и достаточных элементов; прове- денное рассмотрение позволяет дать характеристики как выделенным элементам, так и всему процессу в целом.

БИЛЕТ № 28 Система профессионального образования в России. Непрерывное профессиональное образование.

Профессиональное образование может рассматриваться в рамках различных подходов (педагогического, психологического, экономического, социологического) как особый вид образования, процесс, система, деятельность, ценность, социальный институт.

Главной задачей профессиональных учебных заведений является профессиональное формирование и развитие личности в соответствии с интересами, способностями и социально-экономическими потребностями общества. Профессиональная подготовка выделяется как необходимый элемент формирования профессиональной направленности личности студентов в условиях стандартизации образования.

Основными тенденциями, определяющими развитие системы профессионального образования, являются: непрерывность, интегративность, регионализация, стандартизация, демократизация, плюрализация.

Профессиональное образование в Российской Федерации является неотъемлемой составной частью системы непрерывного образования. В учебных заведениях профессионального образования формируется, по существу, тот кадровый потенциал для социально-экономических реформ в России, который определит будущее страны.

Изменившиеся социально-экономические условия на современном этапе развития общества привели к прогрессивным инновациям и в профессиональном образовании. Одной из особенностей современного этапа развития профессионального образования является подготовка высококвалифицированных специалистов, владеющих иностранными языками, психологически готовых к профессиональной деятельности в новых условиях, способных принимать адекватные реальным ситуациям взвешенные самостоятельные решения, видеть перспективы и планировать стратегию и тактику развития современного производства и свою профессиональную деятельность.

Характерной особенностью современных образовательных программ становится их обращенность к личности каждого отдельно взятого человека, направленность на реализацию его образовательных запросов независимо от возраста и уровня образованности, способствуя тем самым выполнению социального заказа, предъявляемого обществом к образовательной системе.

Непрерывность образования. Впервые концепция непрерывно­го образования была представле­на на форум ЮНЕСКО (1965) крупнейшим теоретиком П. Ленграндом и вызвала огромный резонанс. В предложенной П. Ленграндом трактовке непрерывного образования была воплощена гуманистическая идея: она ставит в центр всех образовательных начал человека, которому следует создать усло­вия для полного развития его способностей на протяжении всей жизни. По-новому рассматриваются этапы жизни человека: устра­няется традиционное деление жизни на период учебы, труда и профессиональной дезактуализации. Понимаемое таким образом непрерывное образование означает продолжающийся всю жизнь процесс, в котором важную роль играет интеграция как индивидуальных, так и социальных аспектов человеческой личности и ее деятельности.

Несмотря на принятие решения о курсе на создание системы непре­рывного образования, в РФ пока еще нет общенациональной концепции, а есть только направления развития. Безусловно, это замедляет процесс реформирования. По всей видимости, путь к реформированию системы образования в нашей стране лежит через инновационную практику. Этот путь не самый короткий и не самый простой. В основе непрерывного образования лежит идея развития человека как личности, субъекта деятельности и общения на протяжении всей его жизни.

В этой связи непрерывным может считаться образование, всеохва­тывающее по полноте, индивидуализированное по времени, темпам и направленности, предоставляющее каждому человеку возможности реализации собственной программы обучения.

Понятие «непрерывное профессиональное образование» можно отнести к личности, образовательным программам и образовательным процессам, а также к организационным структурам. В каждом из приведенных отношений в это понятие включается свой смысл. Задачей любого учебного заведения начального, среднего и высшего профессионального образования является создание условий, способствующих самореализации личности обучаемого и его дальнейшего развития.

Начальное профессиональное образование (НПО) имеет целью подготовку работников квалифицированного труда по всем основным направлениям общественно полезной деятельности на базе основного общего образования. По отдельным профессиям НПО может базироваться на среднем (полном) общем образовании.

Новое качество политехнической подготовки учащихся – форми­рование системы знаний, умений и навыков об общих научных основах производства на основе взаимосвязи общеобразовательных предметов с предметами профессионально-технического цикла.

Среднее профессиональное образование в России имеет целью подготовку специалистов среднего звена, удовлетворение потребностей личности в углуб­лении и расширении образования на базе основного общего, среднего (полного) и начального профессионального образования. Необходимость особой подготовки кадров средней квалификации выдвинута процессами специализации труда. Возрастает востребованность специалистов среднего звена в сервисном обслуживании населения (техническом, технологическом, информационном, транспортно-коммуникационном, социально-культурном сервисе), где они являются наиболее массовой и мобильной частью рабочей силы.

В качестве концептуального принципа этой парадигмы рассматривается идея о приоритете в системе высшего образования интересов личности, адекватных современным тенденциям общественного развития и ориентации на возможность полноценной реализации внутреннего потенциала каждого студента посредством решения следующих задач:

гармонизации отношения человека с природой путем освоения современной научной картины мира;

стимулирования интеллектуального развития и обогащения мышления посредством освоения современных методов научного познания;

успешной социализации человека с помощью его погружения в существующую культурную (в том числе и техногенную, и компьютеризированную) среду;

научения человека активно трудиться в условиях насыщенной и активной информационной среды, создать условия и предпосылки для непрерывного самообразования;

реализации потребности человека в новом уровне знаний, учитывающем интегративные тенденции развития науки и техники.

Существующая система профессионального образования не обеспечивает должным образом мобильность и конкурентоспособность молодых специалистов в рынке труда; налицо узкоспециализированный характер планирования их подготовки. При формировании образовательного заказа и его выполнении учреждениями профессионального образования не в полной мере учитываются особенности современного рынка труда. В большинстве случаев работодатели не участвуют в планировании и осуществлении профессиональной подготовки востребованных на их предприятиях специалистов, что приводит к разрыву между теоретической подготовкой и последующей практической деятельностью выпускников образовательных учреждений в условиях современного предприятия.

БИЛЕТ № 29 Инновации в профессиональном образовании. Образовательные учреждения инновационного типа.

Состояние современного образования характеризуется сменой педагогических парадигм. Появляющиеся в современном образовании новые системы, технологии, подходы рождают новое психолого-педагогическое отношение к процессу обучения, которое получило название инновационного.

Инновационные процессы – новшество в образовании, введение нового содержания и новых методов, обладающих иными свойствами, связанными с изменением смысловых ориентиров. Среди инновационных педагогических процессов следует выделить следующие:

1. появление авторских концепций и новых моделей школ, лицеев, колледжей и гимназий;

2. осуществление перехода массовой школы на вариативные программы, методики обучения и воспитания;

3. разработка региональных программ развития образования, учитывающих социально-экономические и культурно-этнические особенности субъектов Российской Федерации;

4. активное обновление содержания общего среднего и профессионального образования на основе идей гуманизации и гуманитаризации;

5. перестройка организационных форм, методов обучения и воспитания с учетом личностно ориентированного и личностно центрирированного подхода;

6. переход образовательных учреждений из режима функционирования в режим устойчивого развития;

7. создание в образовательных учреждениях диагностической службы (валеологической, психологической, социологической и др.);

8. управление качеством образования на диагностической основе;

9. осуществление непрерывного процесса повышения квалификации педагогических кадров;

10. развитие творческой инициативы, профессиональной компетентности и педагогической культуры работников системы образования.

Потребность в создании инновационных профессиональных учебных заведений в России связана с серьезным технологическим отставанием ее от передовых стран мира, насущной необходимостью в сжатые сроки максимально сократить данный разрыв. Это привело к разработке идеологических и нормативных документов, направленных на коренное изменение системы образования (Концепция непрерывного образования (1989), Закон Российской Федерации «Об образовании» (1992) и др.).

Центральной идеей образования была признана идея непрерывного развития человека как субъекта деятельности.

В инновационном профессиональном учебном заведении должно быть не менее пяти базовых технологий:

Административная технология, обеспечивающая целевое функционирование и непрерывное профессиональное саморазвитие персонала учебного заведения.

Педагогическая технология, обеспечивающая непрерывное саморазвитие обучающихся.

Технология воспитательного процесса, обеспечивающая целевое непрерывное саморазвитие социальной активности обучающихся.

Профессиональная технология, обеспечивающая целевое непрерывное саморазвитие профессиональных способностей обучающихся, позволяющих им становиться конкурентоспособными профессионалами.

Информационная технология, обеспечивающая оперативное использование профессиональной информации, интенсификацию деятельности.

Типология ОУ:

4. ясли -> ДОУ

5. ср. школа -> нач. школа+осн. общее обр.+общее среднее. Новое: профилированные классы и школы-лицеи

6. техникум -> техн. и колледжи


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: