Предмет, задачи и методы гиены

Одной из важнейших государственных задач является забота об охране и постоянном улучшении здоровья населения. Большая роль в решении этих задач принадлежит медицинским работникам, деятельность которых направлена на укрепление здоровья и предупреждение заболеваний, а также на лечение больных, предупреждение обострений и рецидивов, восстановление трудоспособности.

Идеи приоритета профилактики заболеваний высказывались с давних пор. Еще Гиппократ рекомендовал врачам прежде всего «заботиться о здоровье здоровых ради того, чтобы они не болели». Выдающиеся отечественные ученые (Мудров М.Я., Боткин С.П., Пирогов Н.И. и другие) также придерживались этого положения, непоколебимого и в наши дни, несмотря на огромные успехи в совершенствовании хирургических методов лечения и в изыскании новых лекарственных средств.

Гигиена является профилактической наукой. Профилактика – комплекс государственных, общественных и медицинских мероприятий, направленных на предупреждение заболеваний, сохранение и укрепление здоровья людей. Профилактика может быть первичной и вторичной, общественной и личной.

Первичная профилактика направлена на ликвидацию причин, отрицательно действующих на здоровье, и стимуляцию факторов, способствующих его улучшению. Проводится государственными органами.

Вторичная профилактика направлена на раннее выявление заболеваний, проведение лечебных и лечебно-оздоровительных мероприятий. Проводится медицинскими органами.

Индивидуальная профилактика включает меры по предупреждению болезней, сохранению и укреплению здоровья, которые осуществляет сам человек. Практически она сводится к соблюдению норм здорового образа жизни, гигиене одежды и обуви, рациональному питанию и питьевому режиму, гигиеническому воспитанию подрастающего поколения, рациональному режиму труда и отдыха, активному занятию физкультурой.

Общественная профилактика представляет систему социальных, экономических, законодательных, воспитательных, санитарно-технических, санитарно-гигиенических, противоэпидемических и медицинских мероприятий, планомерно проводимых государственными институтами и общественными организациями с целью обеспечения всестороннего развития физических и духовных сил граждан, устранения факторов, вредно действующих на здоровье.

Г игиена – наука, изучающая закономерности влияния окружающей среды на организм человека и общественное здоровье с целью обоснования гигиенических нормативов, санитарных правил и мероприятий, направленных на обеспечение оптимальных условий для жизнедеятельности, сохранения и укрепления здоровья и предупреждения заболеваний.

Согласно учению Сеченова – Павлова о единстве и взаимодействии организма и внешней среды, для нормальной жизнедеятельности необходимы, прежде всего, определенные условия окружающей (внешней) среды.

Организм человека подвергается воздействию множества

непрерывно меняющихся факторов внешней среды (раздражителей). Преподаватели физического воспитания и тренеры должны хорошо знать действие этих факторов, так как тренировки и соревнования нередко проводятся в неблагоприятных климатических зонах, уметь владеть практическими навыками их использования в практической деятельности.Обычные изменения факторов внешней среды не вызывают патологических изменений, так как организм человека приспосабливается к ним. Заболевание же возникает тогда, когда это равновесие нарушается, в чем, по мнению Павлова, ведущую роль играет необычное по силе или по качеству воздействие факторов окружающей среды.

На организм человека непосредственно, прежде всего, воздействуют факторы природной среды, которые условно можно разделить на химические, физические и биологические.

К химическим факторам внешней среды относятся химические элементы или соединения, которые входят в состав воздуха, воды, почвы, пищи или являются их примесями. Многие химические элементы и соединения, входящие в состав воздуха, пищи и воды, необходимы для нормальной жизнедеятельности и здоровья человека. Но они могут быть и причиной заболеваний. Так, например, недостаток йода в пище приводит к нарушению функции щитовидной железы и к развитию эндемического зоба; недостаток кислорода в воздухе вызывает кислородное голодание и так называемую высотную болезнь; наличие повышенных концентраций ядовитых примесей (угарного газа, хлора и др.) в воздухе производственных помещений может быть причиной интоксикаций и т.д.

Физическими факторами внешней среды являются температура, влажность и движение воздуха, атмосферное давление, солнечная радиация, шум, вибрация, ионизирующее излучение. Многие из этих факторов, например, определенная температура воздуха, атмосферное давление, облучение солнечными лучами необходимы для оптимальной жизнедеятельности организма. Но все физические факторы при определенной интенсивности могут оказывать и вредное влияние. Так, высокая температура воздуха может вызвать перегревание организма и тепловой удар, интенсивный шум – поражение преддверно-улиткового органа, мощное ионизирующее излучение – лучевую болезнь.

К биологическим факторам относятся патогенные микробы, вирусы, гельминты, грибы. Они могут проникать в организм человека через дыхательные пути, пищевой канал или кожу и становиться причиной инфекционных, паразитарных или грибных заболеваний. Некоторые микроорганизмы и грибы, вызывая порчу пищевых продуктов, обусловливают пищевые отравления и другие заболевания.

Так как человек живет в обществе, то на него способны оказывать влияние и психогенные (информативные) факторы, т.е. раздражители, относящиеся ко второй сигнальной системе: слово, речь, письмо, взаимоотношения в коллективе. Вызывая у человека различные эмоции (горе, страх, радость и др.), то или иное психическое состояние, они оказывают влияние на функции органов и физиологических систем организма. Недаром И.П.Павлов относил слово к сильнейшим физиологическим раздражителям человека. Доказано, что положительные эмоции оказывают на висцеральные функции благоприятное действие, например, улучшается кровоснабжение головного мозга и сердца, стабилизируется артериальное давление. Отрицательные же эмоции, психический стресс, нервно-психическое напряжение способны вызвать различные патологические сдвиги, особенно при хроническом их действии. Роль психогенных факторов особенно велика в увеличении количества заболеваний, при которых первостепенное значение имеет нервная система, особенно ее высшие отделы. К подобным болезням относятся инфаркт миокарда, гипертоническая и язвенная болезни, диабет.

Для человека внешняя среда – это не только природа, но и общество с его производительными силами и производственными отношениями. Поэтому действие всех ранее перечисленных факторов внешней среды на человеческий организм связано с условиями и характером трудовой деятельности, с особенностями питания, с жилищно-бытовыми и другими условиями жизни, которые зависят от социального уклада общества. Этим объясняется определяющее влияние социальных условий на здоровье и заболеваемость разных групп населения.

Человек не только подвергается воздействию факторов и условий внешней среды. Он способен сам влиять на нее в интересах своего здоровья, улучшая условия труда, питания и быта.

Учитывая вышеизложенное, основными задачами гигиены являются:

· изучение факторов окружающей среды (природных,

антропогенных, социальных) с точки зрения их воздействия на функциональное состояние организма человека, состояние его здоровья и работоспособность;

· изучение взаимосвязей и взаимодействий в системе

«окружающая среда - человек»;

· прогнозирование изменений санитарной ситуации и здоровья

населения в связи с действием окружающих внешних факторов;

· научное обоснование и разработка гигиенических норм,

правил и мероприятий, направленных на устранение или ограничение действия неблагоприятных факторов и максимального использования факторов, положительно действующих на здоровье;

· оздоровление внешней среды и охрана природы в целом.

В зависимости от решаемых задач в гигиенической науке используются гигиенические методы исследований и широкий арсенал методов других наук.

К специфичным для гигиены методам исследований относятся:

1. Метод санитарного обследования и описания применяется

для изучения окружающей среды. Санитарное обследование осуществляют по специальным программам (схемам), содержащим вопросы, которые характеризуют в гигиеническом отношении обследуемый объект (например, школы, стадионы, плавательные бассейны и др.).

Санитарное обследование и описание, как правило, дополняется инструментально-лабораторными методами исследований (химическими, физическими, физико-химическими, микробиологическими и др.), позволяющими не только качественно, но и количественно охарактеризовать среду.

2. Физические методы позволяют определить многие параметры окружающей среды, например температуру, влажность и скорость движения воздуха, атмосферное давление, освещенность, уровень радиоактивного излучения, шума, вибрации.

3. Химические методы применяются для определения химического состава воздуха, воды, пищевых продуктов.

4. При обследовании нередко применяют экспресс - методы, дающие возможность с меньшей, но достаточной чувствительностью и точ­ностью быстро провести исследование.

5. Для характеристики окружающей среды и в особенности ее влияния на живой организм и здоровье широко применяются различные разновидности гигиенического эксперимента.

6. Бактериологические методы в гигиенических исследованиях позволяют определить бактериальную загрязненность воздуха, воды, пищевых продуктов, одежды и обуви, спортивного инвентаря.

7. Одной из важнейших и наиболее сложных задач гигиены является изучение влияния окружающей среды на здоровье. Здоровье индивидуума изучается путем медицинских обследований (индивидуальных или массовых) с применением антропометрических, клинических, физиолого-биохимических, иммунобиологических, рентгенологических и других методов исследований, учитывается также участие в трудовой деятельности. Здоровье определенного контингента людей или всех жителей населенного пункта (района, республики и т. п.) изучают с помощью санитарно-статистического метода. Это достигается путем вычисления показателей, характеризующих физическое развитие, демографические особенности (рождаемость, смертность, среднюю продолжительность жизни и др.), заболеваемость и патологическую пораженность изучаемого контингента людей.

В связи с необходимостью углубленной разработки отдельных проблем гигиены как науки сформировался ряд профильных гигиенических дисциплин: социальная гигиена, коммунальная гигиена, гигиена труда, гигиена питания, гигиена детей и подростков, гигиена физической культуры и спорта и др.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: