Отличие ее от медленной стрельбы заключается в том, что необходимо выполнить ту же работу, только за короткий промежуток времени, обращая внимание на подъем, перенос оружия и обработку спуска.
В скоростной стрельбе важное значение имеет чувство времени (скорости, темпа), которое вырабатывается одновременно с подъемом руки, нажимом на спусковой крючок и прицеливанием. При переходе к стрельбе в заданный отрезок времени обучающийся становится перед проблемой перестройки ранее выбранного темпа, что с физиологической точки зрения представляет собой сложный и трудоемкий процесс. В основном увеличение скорости стрельбы требует коррекции всего механизма двигательных действий, особенно подъема руки и производства выстрела.
При стрельбе по появляющимся и движущимся целям хват рукоятки пистолета должен быть более плотный, закрепление лучезапястного сустава и плечевого пояса – жесткое. Нажатие на спусковой крючок следует производить медленно-плавно. Это означает, что во время подъема пистолета нужно начинать предварительное нажатие.
|
|
Для лучшего наблюдения за мишенной обстановкой пистолет необходимо наводить в мишень снизу и останавливать его в районе прицеливания. Пистолет поднимать только рукой, без участия мышц туловища. Если имеется группа целей, то огонь по ним следует вести справа налево (если пистолет в правой руке). В этом случае все мишени будут в поле зрения стрелка и ему лучше будет ориентироваться в обстановке. Перенос огня по фронту следует производить поворотом туловища, а не движением руки. Для этого необходимо «закручивать» корпус в сторону, обратную движению цели. При движении цели и переносе огня корпус должен «раскручиваться». Правильный перенос оружия достигается путем систематических многократных повторений данного элемента как с оружием, так и без него.
Стрельба по движущимся целям из пистолета ведется методом сопровождения или методом выжидания. При стрельбе по появляющимся целям огонь может вестись из различных положений.
Исходя из особенностей скоростной стрельбы (на которой остановимся позже), необходимо развивать у стрелков периферийное зрение.
Этим вопросом занимались представители психологии спорта. В частности, американский профессор К. Тревортон в процессе хирургических операций на головном мозге обнаружил вторичную систему зрения, которая, по его мнению, контролирует периферийное зрение. Он высказал предположение о том, что включение этой формы зрения является следствием напряжения всех органов чувств спортсмена во время состязаний (экстремальных ситуаций).
|
|
Действительно, некоторые спортсмены обнаруживают способность одновременно видеть все поле и всех игроков. Вот так писали о знаменитом хоккеисте Б. Орре: «Он видит все действия, происходящие на площадке, и всех игроков, вовлеченных в это действие. Он знает, куда двинется тот или иной игрок, еще до того, как последний начнет свое движение, принимает решения, которые никому другому не могут прийти в голову. Поэтому нередко его передачи являются неожиданностью не только для соперников, но и для партнеров по команде».
Не случайно на занятиях по спортивным играм решаются задачи развития координации движений, быстроты и точности реакции, пространственной и временной ориентировки, способности к широкому распределению и быстрому переключению внимания. Это именно те качества, которые необходимы сотрудникам УИС, так как в экстремальных ситуациях они являются жизненно необходимыми, позволяют мгновенно контролировать сложившуюся ситуацию и с опережением принимать решение, а также применять огнестрельное оружие.
В то же время этот вопрос остается недостаточно изученным, потому что в литературе и практике спорта слишком мало научных данных об эффективности влияния периферийного зрения на результативность выполнения упражнений в разнообразных ситуациях.
Следовательно, перед специалистами огневой подготовки и стрелкового спорта стоит задача о разрешении этой проблемы. Вероятно, для этого необходимо подобрать методики определения уровня периферийного зрения у обучаемых, определить средства для его развития и совершенствования, экспериментально обосновать его роль и значение в процессе формирования боевой готовности сотрудников УИС, стрелков-спортсменов.