Характеристика автомобильного транспорта

В настоящее время автомобильный транспорт является одним из наиболее массовых видов транспорта. Обеспечивая экономию времени при перевозке пассажиров и грузов, автомобильный транспорт способствует развитию производительных сил общества, расширению межрегиональных связей, вовлечению в процесс общественного воспроизводства ресурсов отдаленных районов страны.

Темпы роста грузооборота автомобильного транспорта увеличиваются весьма активно. Необходимо отметить, что, поскольку автомобильный транспорт перевозит грузы на небольшие по сравнению с другими видами транспорта расстояния, его удельный вес в грузообороте составил всего 4,2%, однако объемы перевозок грузов более чем в 3,3 раза выше, чем на железнодорожном транспорте.

Реконструкция наиболее загруженных участков автодорог на подходах к крупнейшим городам и строительство обходов населенных пунктов с целью исключения транзитных потоков через них позволят увеличить пропускные способности российских автодорог. В 2012 году на автомобильных дорогах федерального значения планируется провести капитальный ремонт участков общей протяженностью почти 6,5 тыс. км. Прирост протяженности автомобильных дорог федерального значения, обеспечивающих пропуск транспортных средств с нагрузкой на ось 11,5 тонны, составит в 2012 году 700 км.

Значительно увеличить грузопотоки позволит строительство скоростных платных автодорог – на период до 2022 года в одной только Московской области будут введены 6 таких дорог. Платные дороги предусматривают многополосное движение в каждом направлении с разделительной полосой, без светофоров и пересечений в одном уровне, качественное покрытие, уровень загрузки, обеспечивающий движение транспорта в состоянии спокойного потока со скоростью более 100 км/ч. Это позволит грузоперевозчикам экономить ресурсы за счет значительного снижения потребления топлива, износа шин, расходов на ремонт, а также сократить время доставки грузов.

Таким образом, автомобильный транспорт все более активно начнет принимать участие в доставке мелких партий высокоценных и скоропортящихся грузов на дальние расстояния, и конкурентное давление со стороны автомобильного транспорта на железнодорожный усилится.

Такой вывод подтверждается и зарубежным опытом – доля автомобильного транспорта в общем грузообороте различных стран доходит до 80% и более. В Китае и США, сопоставимых с Россией по площади территории и густоте сети железных дорог, доля автомобильного транспорта составляет 30,4% и 32,8% соответственно.

Развитие автомобильных грузоперевозок в России сдерживается различными факторами» в частности, недостаточно развитой сетью автомобильных дорог и их невысокими эксплуатационными характеристиками.

Тем не менее автомобильный парк непрерывно растет и пополняется транспортными средствами как отечественного, так и зарубежного производства.

В таблице 1.1 представлены данные по количеству транспортных средств в РФ. На основе этой информации (рисунок 1.1) представлен прогноз изменения численности транспортных средств по основным группам. С высокой степенью вероятности можно предполагать, что в ближайшее время будет происходить устойчивый рост численности легковых, грузовых автомобилей и автобусов.

Таблица 1.1 – Количество транспортных средств в РФ

Год Автомобили Автобусы Всего
Грузовые Легковые
         
         
         

Изменение экономических условий развития страны вызывает потребность пересмотра структуры парка автомобилей, снижения эксплуатационных затрат и придания автомобильному транспорту более высоких потребительских качеств.

Структура автомобильного парка РФ в зависимости от типа автомобиля выглядит следующим образом: в целом по России, на долю легковых автомобилей приходится не менее 80% от общей численности автомобильного парка. В 2012 году общее количество легковых автомобилей на дорогах России составляет до 38,75 млн. единиц. В ближайшие 5 лет прирост российского автопарка будет находиться на уровне 4-5% в год.

Рисунок 1.1 – Прогноз изменения количества автомототранспортных средств

Доля грузовых автомобилей составляет примерно 13% или 5,7 млн. единиц. Автобусов в России значительно меньше - около 2% от общей численности автомобильного парка или порядка 0,91 млн. единиц.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: