При решении вопроса об обосновании выбранного варианта пофазного разъезда транспортных средств и передвижения пешеходных потоков может быть рекомендовано применение показателей конфликтности, т.е. допустимости совместного пропуска конфликтующих потоков.
Рекомендуется выделить два типовых конфликта:
«Транспорт-транспорт» – конфликт между левоповоротным транспортным потоком и транспортными потоками, движущимися со встречного направления прямо и направо.
«Транспорт-пешеход» – конфликт между пешеходами и левоповоротными и правоповоротными транспортными потоками.
Показатель конфликтности для типового конфликта «транспорт-транспорт» на основе допустимого значения интенсивности второстепенного потока рекомендуется вычислять по формуле:
, (Г.1)
где NВТ – интенсивность второстепенного потока (левоповоротных транспортных средств), авт/ч;
– условная пропускная способность конфликтной зоны для второстепенного направления с учетом необходимого резерва пропускной способности.
|
|
Параметр рассчитывается по формуле:
, (Г.2)
где коэффициент 0,7 соответствует допустимым условиям загрузки второстепенного направления;
– максимальная пропускная способность конфликтной зоны для второстепенного направления за период движения методом «просачивания», авт/ч;
– максимальная пропускная способность конфликтной зоны для второстепенного направления за период промежуточного такта светофорного регулирования, авт/ч.
Если значение показателя конфликтности КТТ ≤ 1, то конфликт считается допустимым, в противном случае – недопустимым.
Показатель конфликтности, характеризующий типовой конфликт «транспорт-пешеход», представляет собой отношение времени, необходимого для пропуска всех участников движения (tнеобх) к имеющемуся для этого времени в цикле регулирования (tр + tn) с учетом «коэффициента запаса» Кз, учитывающего необходимый резерв пропускной способности конфликтной зоны:
, (Г.3)
где tp – длительность разрешающего сигнала в данной фазе, с;
tn – длительность соответствующего переходного интервала, с;
Кз – «коэффициент запаса» (может быть принят равным 0,7).
Величина КПТ, большая единицы, является признаком недопустимости конфликта «транспорт-пешеход».
Оценивая, достаточна ли продолжительность промежуточных тактов для пропускаемых в соседних фазах пар направлений, следует учитывать то, что в ряде случаев расстояние, проходимое «начинающими» и «заканчивающими» движение транспортные средства от стоп-линии до границы конфликтной зоны, различно. Это обстоятельство необходимо принимать во внимание при определении промежуточных тактов для каждого из рассматриваемых направлений движения.
|
|
На рисунках Г.1–Г.3 приведены примеры подобных пар направлений, где пунктирными стрелками изображены направления движения, пропускаемые в следующей фазе.
Для случая, изображенного на рисунке Г.1, требуемую длительность переходного интервала можно найти по формуле:
tпер = τ1 + τ2 +2, с, (Г.4)
где τ – время проезда (без снижения скорости) расстояния до стоп-линии, равного тормозному пути, с;
τ2 – время проезда расстояния 1Т от стоп-линий до границы зоны конфликта с пешеходами, с.
Величина τ1 рассчитывается по формуле:
, с, (Г.5)
где Vcp – средняя скорость движения транспортных средств на дороге, м/с;
AT – величина замедления (принимается равной 3 м/с2).
Величина τ2 вычисляется по формуле:
, c, (Г.6)
где 1а – средняя длина автомобиля с учетом состава потока на данном направлении, м.
Для случая, изображенного на рисунке Г.2, требуемая длительность промежуточного такта определяется по формуле:
tпер = τ1 + τ2 – τ3 + 2, с, (Г.7)
где τ1 и τ2 находятся по формулам (Г.7) и (Г.8). При этом в качестве 1р принимается длина криволинейного пути левоповоротного транспортного средства до границы зоны конфликта с транспортным средством, движущимися в прямом направлении.
Величина τ3 рассчитывается по формуле:
, с, (Г.8)
где lp – расстояние от стоп-линии встречного транспортного потока до границы зоны конфликта, м;
Ар = 2м/с2 – значение ускорения при разгоне транспортного средства от стоп-линии.
Рисунок Г.1 – Не рекомендуемое расположение траектории участников движения, пропускаемых в соседних фазах (случай 1)
lp |
Рисунок Г.2 – Не рекомендуемое расположение траектории участников движения, пропускаемых в соседних фазах (случай 2)
В |
lp |
Рисунок Г.3 – Не рекомендуемое расположение траектории участников движения, пропускаемых в соседних фазах (случай 3)
Для случая, показанного на рисунке Г.3, необходимая длительность промежуточного такта интервала вычисляется по формуле:
tпер = τ2 – τ3 + 2, с, (Г.9)
Величина τ2 рассчитывается по формуле:
, с, (Г.10)
где В – ширина пересекаемой проезжей части, м;
VП – скорость пешехода при пересечении проезжей части.
Если, по условиям пропуска пешеходов и трамваев промежуточные такты недостаточно длительны, то их увеличение до необходимых значений вызывает необходимость заново рассчитывать длительность цикла и основных тактов.
Расчет допустимости конфликта «транспорт-транспорт» и «транспорт-пешеход» может быть реализован с использованием ЭВМ.
Приложение Д