Авиационной техники 7 страница

Из выражения имеем

Аналогичным способом можно рассчитать коэффициенты доступности для всех других агрегатов системы.

Имея данные для отдельных агрегатов, можно легко определить значения Кд.с для системы в целом.

Литература [1] с.36


Практическое занятие № 7. Бортовые средства объективного контроля

1.Общие положения

1.1 Цель занятия:

¾ закрепление знаний по темам лекционных занятий;

¾ ознакомление с методикой определения параметров работы АТ по материалам БУР;

1.2 Основные вопросы, подлежащие изучению в ходе практического занятия:

¾ Общие сведения и классификация бортовых средств объективного контроля

¾ Сбор, обработка и анализ полетной информации средств объективного контроля

2.Методические указания по теме

2.1 Общие сведения

Для анализа причин и предупреждения инцидентов, для технической диагностики бортовых систем оборудования и прогнозирования их технического состояния, а также для оценки действий личного состава при выполнении летного задания и его обучения используются бортовые устройства регистрации (БУР).

Эти средства позволяют позволяют накопить и сохранить необходимую информацию об условиях полета, параметрах движения и состояния ЛА, техническом состоянии его силовых установок и оборудования, действиях экипажа по управлению ЛА. Бортовые устройства регистрации только регистрируют необходимые параметры, но не позволяют осуществить анализ их на борту ЛА.

Анализ параметров осуществляется после полета в процессе проведения экспресс - оперативной обработки.

Регистрирующие устройства с небольшим количеством записываемых величин (две - три) устанавливались на отечественных самолетах еще с первых лет Великой Отечественной войны. Наибольшее же применение БУР находили при испытательных полетах ЛА всех видов. Однако в настоящее время применение БУР оказалось необходимым при эксплуатации всех серийных летательных аппаратов.

В мае 1965 года Международная организация по гражданской авиации рекомендовала всем государствам уделять особое внимание применению БУР.

Бурное развитие бортовых устройств регистрации наступило после вступления СССР в 1970 году в международную организацию ГВФ (IСАО), т.к. полет самолетов на международных линиях разрешен только с использованием средств объективного контроля.

Бортовые устройства регистрации входят в единый комплекс системы регистрации и обработки получаемой от БУР информации. При этом система обработки информации обычно является наземной. Система обработки информации, получаемой от БУР данного летательного аппарата, представляет собой специальные дешифрирующие и вычислительные устройства. С их помощью осуществляется техническая диагностика (определение технического состояния наиболее важных бортовых устройств), анализ причин конкретных инцидентов, аварий и катастроф, оценка качества пилотирования и выполнение заданий полетов.

Результаты обработки информации БУР отдельных летательных аппаратов впоследствии используются в статистических системах обработки информации о данном типе ЛА. Эти системы позволяют выполнить общий анализ инцидентов, аварий и катастроф, определить пути и способы совершенствования авиационной техники, технической эксплуатации, подготовки летного и технического состава.

Необходимость в БУР обусловлена также и тем, что число инцидентов с неустановленными причинами составляет 20 - 22% от общего их количества. Для установления причин инцидентов необходимо иметь информацию:

- о действии экипажа в полете;

- о поведении ЛА на траектории;

- о работоспособности бортовых систем ЛА.

Отличие Бур от систем встроенного контроля состоит в том, что процессы измерения контролируемых параметров и оценки результатов контроля разнесены во времени. Отсюда ценность полученной информации тем выше, чем быстрее она будет обработана.

2.2.Классификация БУР по назначению, принципу и форме записи информации.

БУР предназначены для регистрации и сохранения полетной информации, характеризующей режимы полета, действие и состояние экипажа, функционирование бортового оборудования.

Применяемые в настоящее время БУР классифицируются по следующим основным признакам:

- по функциональному назначению;

- по принципу записи информации;

- по форме записи информации.

По функциональному назначению БУР подразделяются на: аварийные, эксплуатационные и испытательные.

Аварийные БУР для накопления и сохранения полетной информации, которая может быть использована при расследовании инцидентов, аварий и катастроф.

Эксплуатационные системы регистрации записывают значительно большее число параметров, чем аварийные БУР. Накопитель эксплуатационного регистратора защиты не имеет и при авариях не спасается. Испытательные системы регистрации используются при проведении различного рода летных испытаний образцов авиационной техники.

По принципу записи информации БУР делятся на механические, оптические (осциллографические) и магнитные.

Регистраторы с механическим способом записи параметров полета называются бароспидографы или самописцы.

На ЛА старых типов применяются двухканальные бароспидографы К2-713М, К2-714, К2-715, К2-717, записывающие приборную скорость и высоту полета, а также 3-канальные самописцы К3-63, регистрирующие приборную скорость, высоту и вертикальную перегрузку (Ny). В этих приборах запись осуществляется путем царапанья по бумаге со спецпокрытием (К2-713, К2-717) или по эмульсионному слою кинопленки, зафиксированной без проявления (К3-63) с помощью металлических иголок, связанных при помощи передаточно-множительного механизма (ПММ) с анероидным и манометрическим блоками прибора. Чувствительный элемент системы регистрации ny в К3-63 - инерционная масса, подвешенная на пружинах. В К3-63 погрешность измерения параметров составляет для Н и Vпр - +-4%, для Ny - +-3%.

К оптическим БУР относятся: САРПП-12; К12-22; САРПП-24. С одной из этих систем мы познакомимся подробно на этом занятии - это система САРПП-12. Оптические системы регистрации строятся на базе шлейфовых осциллографов. Носителем информации в таких системах является фотопленка.

Магнитные системы регистрации полетных данных - это такие системы, в которых в качестве носителя информации используются магнитные материалы - ферромагнитная лента, металлическая лента или проволока. К таким системам относятся МСРП - 12, МСРП - 64, " Тестер - У3 " и " Тестер – У3Л ".

По форме записи информации БУР подразделяются на аналоговые и дискретные.

К аналоговым БУР относятся механические и оптические системы регистрации, а к дискретным - магнитные.

Аналоговые: К2 - 713; К2 - 714; К2 - 715; К2 - 717; К12 - 22; САРПП - 12.

Дискретные: МСРП - 12; МСРП- 64; " Тестер -У3 " и " Тестер -У3Л ". В дискретных системах запись информации производится в виде время - импульсного, частотного или цифрового кода. Принципиальная разница этих систем состоит в способе обработки: у аналоговых систем - ручная обработка информации, у дискретных - автоматическая.

При ручной обработке информации для расшифровки фотопленки системы САРПП - 12 используют увеличитель (проектор) типа 5ПО - 1, " Микрофот " или дешифратор лент фотоконтрольного прибора ЭДИ - 452; которые дают увеличение изображения 1: 10. При работе с ЭДИ - 452, изображение фотопленки проектируется на специальный шаблон.

Рассмотрим схему на которой представлены типы Бур и их основные технические данные. Эти БУР устанавливаются на современных отечественных самолетах. На второй схеме представлены различные типы систем обработки информации, полученной от БУР в процессе полета.

В настоящее время бароспидографы с механическим принципом записи заменяются БУР с оптическим и магнитным принципом записи информации, т.к. последние являются более точными системами и позволяют контролировать число параметров на 1 - 2 порядка больше, чем бароспидографы.


Практическое занятие № 8 Метрологическое обеспечение технической эксплуатации АТ.

1.Общие положения

1.1 Цель занятия:

¾ закрепление знаний по темам лекционных занятий;

¾ ознакомление с организацией работ по метрологическому обеспечению ТЭ в АТБ;

1.2 Основные вопросы, подлежащие изучению в ходе практического занятия:

¾ требования РД по метрологическому обеспечению АТБ;

¾ организация работ по метрологическому обеспечению в АТБ;

¾ метрологическое обеспечение работ на AT.

2.Методические указания по теме

2.1 Требования руководящих документов по М/О

Метрологическое обеспечение — установление и применение научных и организационных основ, технических средств, правил и норм, необходимых для достижения единства и требуемой точности измерений (ст. 13 НТЭРАТ ГА)

Основными задачами метрологического обеспечения ТО воздушных судов (в типовом случае) являются:

— поддержание средств измерений (контрольно-измерительных приборов и контрольно-поверочной аппаратуры) в постоянной пригодности к применению, обеспечение требуемой точности измерений параметров изделий и систем воздушных судов;

— проведение анализа состояния средств измерений;

— проведение поверки и метрологической аттестации СИ и КПА, метрологической экспертизы разрабатываемой конструкторской, технологической, эксплуатационной и ремонтной документации;

— внедрение государственных и отраслевых стандартов, разработка и внедрение стандартов предприятия, регламентирующих нормы точности измерений, методы их выполнения и другие положения метрологического обеспечения;

— контроль за состоянием, применением, поверками и ремонтом СИ, КПА и соблюдением метрологических правил и норм ТО и ремонта авиационной техники.

Ответственность за состояние метрологического обеспечения технического обслуживания АТ несут руководители ИАС авиапредприятия и его подразделений.

В типовом случае для выполнения работ по метрологическому обеспечению в АТБ назначаются ответственные лица из числа специалистов ее подразделений. На них возлагают:

— учет средств измерений;

— разработку (совместно с руководителями подразделений, в которых применяются СИ) и ведение планов (графиков) поверки и ремонта СИ в БПРМЛ и органах Госстандарта РБ, включая контроль плановых сроков (периодичность поверок устанавливается ЭД);

— обеспечение постоянной исправности СИ;

— метрологический контроль состояния средств измерений и всех видов документации.

К применению допускают только исправные и разрешенные к использованию на данной АТ средства, прошедшие метрологические поверки и аттестацию, в соответствии с требованиями ЭД и государственных стандартов.

Средства измерений направляют на поверку в запланированные авиапредприятием сроки и в установленном его руководителем порядке.

На применяемые в авиапредприятии СИ должна иметься ЭД (формуляры, паспорта, аттестаты, инструкции по эксплуатации, технические описания, методики поверки). Средства измерений, на которые в авиапредприятии нет ЭД, применять запрещается.

Нестандартизованные СИ, изготовляемые или модернизируемые в авиапредприятии, подлежат метрологической аттестации, а их документация — метрологической экспертизе.

Метрологической экспертизе подлежат также все виды технической документации, разрабатываемой в авиапредприятии. Документацию, не прошедшую метрологической экспертизы, применять запрещается.

Специалисты авиапредприятия, допускаемые к поверкам и аттестации СИ, метрологической экспертизе документации, проходят специальную подготовку и должны иметь допуск к производству указанных работ.

Специалисты, применяющие СИ при ТО и ремонте АТ, должны знать правила их применения и владеть соответствующими навыками.

2.2 Организация работ по метрологическому обеспечению в АТБ

Метрологическое обеспечение авиационно-технической базы (АТБ) осуществляется:

¾ ответственным за метрологическое обеспечение в АТБ - заместителем начальника АТБ по А и РЭО;

¾ базовой поверочно-ремонтной метрологической лабораторией (БПРМЛ), имеющей статус метрологической службы;

¾ ответственными за метрологическое обеспечение в структурных подразделениях;

¾ организациями, сертифицированными по выполнению услуг по метрологическому обеспечению.

2.2.1. Реестр средств измерений

БПРМЛ ведёт реестр специальных СИ, подлежащих метрологической поверке и применяемых в производственных процессах, в котором указывается полный перечень специальных СИ и периодичность их поверки. Ответственные за метрологическое обеспечение в структурных подразделениях обязаны предоставлять информацию о корректировке перечня специальных СИ, в соответствии с актуализацией базы СИ.

2.2.2. Графики поверки

Ответственные за метрологическое обеспечение в структурных подразделениях составляют годовые графики поверки СИ. Графики утверждаются начальниками структурных подразделений и предоставляются в БПРМЛ на согласование не позднее 15 ноября текущего года.

В графиках указывается:

¾ название подразделения (цех, участок);

¾ полное название СИ;

¾ периодичность поверки;

¾ заводской номер;

¾ дата планируемой поверки.

Запланированный в соответствии с графиками поверки объём работ распределяется между участками БПРМЛ. Ответственными за распределение являются инженеры БПРМЛ.

Техник по учёту БПРМЛ составляет годовые планы-графики периодической поверки эталонов. Графики утверждаются ответственным за метрологическое обеспечение в АТБ и предоставляются в государственный орган метрологической службы на согласование не позднее 15 ноября текущего года.

В планах-графиках указывается:

¾ наименование СИ, класс точности, нижний предел, верхний предел; код СИ;

¾ периодичность поверки; год поверки; код подразделения; количество СИ;

¾ количество поверяемых СИ по месяцам.

2.2.3. Порядок проведения поверки

СИ, находящиеся в эксплуатации в АТБ и подлежащие метрологической поверке предоставляются в БПРМЛ в соответствии с графиками поверки.

СИ должны быть укомплектованы в соответствии с техническими условиями по поверке.

СИ, подлежащие государственной метрологической поверке (калибровке) предоставляются на поверку (калибровку) в аккредитованные государственные органы метрологических служб. Ответственные за метрологическое обеспечение в структурных подразделениях обеспечивают доставку СИ на поверку (калибровку).

БПРМЛ своими силами осуществляет поверку СИ, на основании регистрационного удостоверения. БПРМЛ обязуется выполнять поверку СИ в течение одного месяца и ремонт в течение двух месяцев, с момента поступления СИ на поверку.

2.2.4.Оформление результатов поверки

По результатам проведения поверки поверитель БПРМЛ выдаёт свидетельство о поверке СИ.

На неисправное СИ, не подлежащие ремонту, поверитель БПРМЛ выдаёт извещение о непригодности.

СИ, отнесённые в разряд индикаторов согласно ТНПА, и не подлежащие метрологической: поверке подлежат ежегодному контролю в БПРМЛ;

В свидетельство о поверке, паспорт (формуляр) наносится оттиск поверительного клейма, знака установленной формы и удостоверяющего факт поверки СИ метрологической службой. На СИ наносится знак аккредитованной лаборатории. На электроизмерительные приборы наносится оттиск поверительного клейма, при условии, что он не мешает проведению измерений. По истечению срока поверки лица ответственные за метрологическое обеспечение должны уничтожить (стереть) оттиск поверительного клейма, знак аккредитованной лаборатории нанесённого на СИ. На знаке лаборатории: указывается дата поверки СИ.

Поверительные клейма применяют уполномоченные лица, аттестованные в качестве поверителей.

Поверительные клейма, используемые в БПРМЛ, содержат следующую информацию: номер регистрационного удостоверения; две последние цифры года применения; индивидуальный знак поверителя.

По истечению года применения или при прекращении работ по поверке СИ, поверительные клейма подлежат уничтожению.

Ответственность за состояние, учёт, хранение и применение поверительных клейм, а также за своевременное их уничтожение несёт начальник БПРМЛ.

Результаты поверки оформляются протоколом поверки по форме установленной в методике поверки.

2.2.4. Метрологическая аттестация СИ собственного изготовления

Метрологическую аттестацию СИ собственного изготовления проводит комиссия, назначаемая приказом генерального директора РУП «Национальная авиакомпания «Белавиа» по следующим этапам:

¾ рассмотрение предоставленной документации;

¾ согласование и утверждение программы аттестации;

¾ проведение экспериментальных исследований;

¾ рассмотрение результатов аттестации и составление протокола аттестации.

По результатам аттестации составляют экспертное заключение, протокол аттестации. При положительных результатах метрологической аттестации СИ оформляются свидетельства. При отрицательных результатах метрологической аттестации выдаётся заключение о непригодности СИ к применению.

2.2.5. Метрологическая экспертиза технической документации.

Метрологическая экспертиза технической документации является частью комплекса работ по метрологическому обеспечению и может быть частью технической экспертизы нормативной, конструкторской, технологической, проектной документации.

Метрологическая экспертиза технической документации осуществляется комиссией, назначаемой приказом генерального директора РУП «Национальная авиакомпания «Белавиа».

Критерием метрологической экспертизы являются:

¾ правильность терминологии, выбора и обозначения единиц измерения;

¾ рациональность номенклатуры измеряемых параметров;

¾ объективность и полнота требований к точности измерений;

¾ соответствие точности измерений, установленным требованиям;

¾ правильность выбора измерительного оборудования;

¾ соответствие методики выполнения измерений предъявляемым требованиям.

По результатам метрологической экспертизы технической документации составляется экспертное заключение. Для исключения попадания в производственные подразделения конструкторской, технологической, нормативной (КД, ТД, НД) документации, не прошедшей метрологическую экспертизу, вся КД, ТД, НД подлежит метрологической экспертизе и согласованию с начальником БПРМЛ, имеющим свидетельство эксперта по метрологической документации.

2.2.6. Метрологический надзор (контроль) за состоянием метрологического обеспечения в АТБ

При проведении метрологического надзора проверяется:

¾ состояние технической документации, устанавливающей требования к измеряемым показателям качества, режимам технологических процессов;

¾ состояние СИ;

¾ правильность проведения измерений;

¾ влияние нарушений на качество работы;

¾ правильность хранения и консервации неиспользуемых СИ;

2.3 Метрологическое обеспечение работ на AT.

2.3.1. Общие положения

2.3.1.1. Основными принципами метрологического обеспечения ТО воздушных судов являются:

¾ использование только поверенных СИ и КПА;

¾ проведение измерений согласно эксплуатационной документации (ЭД);

¾ бережное отношение к СИ и КПА с целью сохранения отметок о поверке;

¾ проведение измерений согласно метрологических правил и норм.

¾ проведение анализа технического состояния СИ и КПА;

¾ соблюдение сроков поверки;

2.3.1.2. Выдача СИ и КПА из инструментальной кладовой

ИТП при получении СИ и КПА обязан:

¾ убедиться в сохранности пломб, отметок о поверке и сроках поверки;

¾ расписаться в журнале выдачи СИ и КПА за полученные приборы;

¾ вернуть СИ и КПА в исправном состоянии.

При повреждении пломб, отметок о поверке ИТП должен указать комплектовщику на несоответствие, СИ с подобными нарушениями не использовать.

ИТП несет ответственность за сохранность СИ и КПА при транспортировке к рабочему месту и обратно.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: