Развитие сознания и законы формирования сознания (духовестия)

Наиболее актуальным для перестройки педагогического сознания и мышления оказываются психологические знания законов формирования сознания человека - законов духовестия. Не смотря на то, что психология на протяжении своей истории в большей степени исследовала именно функции сознания, оно оказалось наиболее загадочной и парадоксальной областью человеческих качеств и, в особенности, развития рефлексии. Поэтому обсуждение проблем формирования сознания и организации педагогической деятельности духовестия потребовало бы отдельного обсуждения. Мы ограничиваемся только формулировками законов духовестия в надежде на их

 
 

очевидное содержание.

Прежде всего, мы формулируем закон диалога сознаний в духовестии. Согласно этому закону педагог должен основывать свою педагогическую деятельность на безусловном принципе принятия существования другого сознания. На любом этапе человеческого развития его сознание всегда индивидуально, уникально и конкретно. Чтобы оно расширялось, то есть развивалось, с сознанием «другого» можно вступать только в диалог. Конечно, сознанием человека можно манипулировать, можно надевать на него шоры, идиологизировать, обеднять язык. Все это - сознание человека позволяет над собой проделывать. Однако суть психологической грамотности педагога-духовеста заключается в том, что только организация диалога с человеком любого возраста обеспечивает развитие его сознания и действительное одухотворение субъективности человека.

Другим законом духовестия по существу являющимся следствием первого, оказывается закон индивидуальности траектории развития сознания и повышения ранга рефлексии как показателей его развития. Иными словами, у человека может быть индивидуально развиты формы мышление, память или восприятие и каждый отдельный человек характеризуется как конкретное единичное уникальное сознание. И только ранг рефлексии как обобщенная характеристика сознания может быть сравнительным показателем большей или меньшей развитости сознания.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: