Развитие личности и законы воспитания

Анализ результатов исследований позволяет нам сформулировать три основных закона воспитания как формы развития личности: во-первых, закон гармонии свободы, самостоятельности и ответственности в процессах развития поступков, во-вторых, закон “часовой стрелки” в педагогической деятельности воспитания личности и, в-третьих, закон опережения развития личности воспитателя по сравнению с личностью воспитанника.

Рис.: Пространство гармонического раз­вития личности. Пространство воспитывающих обстоятельств совершения поступков.

Свобода, самостоятельность и ответственность - это человеческие качества, которые полностью и без остатка определяют личность как единое, целое, «системное», социальное не только по происхождению, но и по существованию в реальности. Уровни развития базовых качеств личности по закону гармонии должны соответствовать друг другу. Всякая дисгармония ведет к отклонениям в развитии поступков и к тому, что в психологии часто определяется как девиантное поведения. Поступок может быть слишком свободным или, наоборот, недостаточно свободным - зависимым. Поступок может быть “невротически” ответственным или малоответственным. Поступок может быть чересчур самостоятельным, или несамостоятельным в той или иной мере.

Чтобы обеспечить соответствие шагов развития свободы, самостоятельности и ответственности необходимо следовать закону «часовой стрелки». Этот закон описывает механизм соотношения детерминаций поступков со стороны свободы, самостоятельности и ответственности. Анализ эмпирических данных позволяет сделать вывод о том, что если педа­гог-воспитатель хо­чет обеспечить осуществления воспитанником шага развития в самостоятельности («увеличить» свою самостоятельность), то оно должен непосредственно заняться педагогической организацией ситуаций ответственности. И так далее: хочешь сделать более ответственным воспитанника - предоставь свободу, хочешь, чтобы человек сталь более свободным - организуй ему самостоятельность в совершении поступка.

Для завершения требований к психологической грамотности учителя следует обратить внимание еще на один закон, который мы формулируем пока как теоретический, то есть не имеющий достоверного эмпирического подтверждения. Тем не менее, на наш взгляд понимание этого закона для педагогов имеет принципиальное значение. Это закон опережения в развитии качеств личности воспитателя по сравнению с уровнем развития личности воспитанника. Не выполнение этого закона ведет к тому, что воспитатель становится фрустрирующим препятствием на пути развития детской личности. Проще говоря, менее свободный, менее ответственный и самостоятельный чем воспитанник воспитатель психологически не способен создать атмосферу большей свободы, самостоятельности и ответственности для воспитанника.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: