год | эпоха | период, этап | ступень образования |
младенчество | 1. Новорожденный | ||
2. Младенец | опека раннего детства | ||
раннее детство | 3. Ребенок | ||
4.Младший дошкольник | |||
дошкольное | 5. Средний дошкольник | дошкольное | |
детство | 6. Предшкольник | образование | |
7. Младший школьник | начальная школа | ||
отрочество | 8. Младший подросток | ||
(подростничество) | 9. Средний подросток | неполное среднее | |
10. Старший подросток | образование | ||
юность | 11. Старшеклассник (ранняя юность) | старшая школа (профилир.образ.) | |
12. Юноша-студент | трехступенчатое | ||
13. Взрослый | высшее | ||
зрелость | 14. Зрелый | образование | |
15. Пресенильный | мудрость | ||
старость | 16. Старик | опыта |
Все этапы развития имеют конкретные культурно-исторически определенные возрастные рубежи. В современной европоцентристской культуре сложились и подтверждаются фактами наблюдений и экспериментов следующие возрастные рубежи по годам: 0 - 1 - 3 - 7 - 10 - 15 - 17 - 21 -23 - 36 - 45(60) - 65.
С повышением уровня образования и с возрастом, конечно, жесткость возрастных границ этапов развития значительно размывается. Вместе с тем, можно достаточно точно отделить особенности развития и образования на разных этапах.
Вся жизнь человека, как и его образование, делится на две части - две жизни: жизнь в становлении или в интенсивном развитии, собственно образование в узком смысле слова, и жизнь в реализации образованных способностей собственной зрелости или в экстенсивном развитии.
В свою очередь каждая часть жизни человека разделяется на эпохи и периоды, в каждом из которых процессы образования, а значит и развития, проходят по своим специфическим особенностям и закономерностям. Ниже приведена простая схема, иллюстрирующая членение развития на эпохи и периоды.
Суть второго закона образования заключается не в простом отделении одного периода развития от другого и установления границ между ними. Дело в том, что смена эпох и периодов характеризуется сложной диалектикой смен ведущей мотивации на разных возрастах: "душевным переворотом" и кризисами развития. Каждый кризис развития - это изменение структуры индивидуальности и соотношения взаимной обусловленности уровней развития личности, сознания и деятельности - основных определяющих развития субъективности (души) человека.
Второй закон образования гласит, что для нормального развития человека и возможности его перехода с одной ступени образования на другую необходимы кризисы. Однако этот же закон формулирует требование нормальности кризиса. Кризис оказывается положительным, с точки зрения полноценного образования, только при смене определенных периодов, которые мы всед за Д.Б.Элбкониным определяем как эпохи. В эти периоды разнообразные "количественные" накопления собираются в узел. Новообразования в развитии личности, сознания и деятельности приходят в противоречия друг с другом и следующий шаг развития может быть обеспечен только за счет разрешения этих противоречий через качественное изменения соотношения доминант развития деятельности, личности и сознания как образующих существование души.
Уже в 60 годы Д.Б. Элькониным и раньше Л.С. Выготским, А.Н. Леонтьевым и А.Р. Лурия были заложены основы формулы второго закона образования, выраженные в принципе смены ведущих типов деятельности (изменение соотношения мотивационной и операциональной сторон деятельности) на разных этапах развития ребенка.
Основным и принципиальным следствием из этого закона является требование соответствия форм организации педагогической деятельности и ступеней систематического образования межкризисным эпохам развития. Именно это требование с жесткостью научной логики позволяет развить идеи Д.Б. Эльконина и его учеников о периодизации до формулировки концепции душевных переворотов как механизма развития и смех его эпох в рамках новой психологии.
Фактически сфера образования организована достаточно адекватно за исключением некоторых грубейших ошибок и непонимания законов перехода человека с одной ступени образования на другую. Мы имеем в виду два существенных момента в организации ступеней образования. Во-первых, эпоха младенчества не выделена как ступень образования в образовательных системах. Она отдана на откуп сфере здравоохранения. Существующие «материнские школы” примитивны и не развиты, перегружены формами медицинской опеки (патронажные службы). В то время как интимное общение родителей с младенцами, его характер во многом определяют образование личности на будущих ступенях. Во-вторых, почти во всех системах образования принято рассматривать переход от начальной школы к средней школе как связанный с возрастным кризисом так называемого переходного периода. На самом деле по закону периодизации отрочество представляет единую эпоху развития между кризисом семи лет и кризисом ранней юности. Вместе с тем на глубочайший кризис юности педагогика, как правило, не обращает внимания.
Можно указать еще на ряд ошибок педагогики, небрежно относящейся к требованиям второго закона образования человека. Суть этих ошибок заключается в отсутствии дифференциации форм образовательной деятельности на разных ступенях. Необходимо соответствие форм образования закономерностям развития человека в разные периоды его жизни.
И все же главным недостатком всех систем образования в мире является несоответствие организации систем образования требованиям третьего закона педагогики. Основной причиной этого, на наш взгляд, является понятное, но непростительное невежество большинства государственных деятелей в области современной культурологии и социологии. По этой причине мы даем общую характеристику образования в системе культуры и социума и предлагаем формулировки третьего закона образования.