double arrow

И развития их творчества 3 страница


Специфические выразительные средства изобразительного искусства

В основе деления искусства на виды лежит специфика художественных средств, художественного языка.

Художественный язык – это совокупность выразительно – изобразительных средств и приёмов для воплощения идейно – эстетического содержания в художественном произведении.

Каждый из видов изобразительного искусства, в соответствии со своей природой, имеет свой художественный язык.

Живопись – наиболее полнокровный, богатый выразительными средствами вид искусства. Её основные выразительные средства:

– цвет, колорит, богатая звучность красок, богатство цветов и оттенков;

– светотень – контрасты цвета и света;

– перспектива (линейная и воздушная).

В графике выполняется, в основном, всё условно, подчёркивается самое основное. Она не способна передать все особенности цвета и его богатство. В графике главное – рисунок, у которого есть свои выразительные средства – линия, штрих, тональное пятно. В этом виде искусства используется и цвет (плакат, книжная графика, линогравюра, художественно-производственная графика), но это делается ограничено. Для графика характерно обобщение образа, условность цвета, преувеличение и символика, допустимы значительные отступления от внешнего правдоподобия объекта изображения (карикатура).




Скульптура обладает следующими выразительными средствами:

– объёмная форма; пластика;

– обобщённость или детализация форм;

– динамика;

– сам материал, из которого сделана скульптура, и фактура (особенности обработки поверхности изображения);

– выразительный силуэт, который может быть плавным, мягким, изящным или резким, угловатым, что позволяет подчеркнуть особенности образа.

Для народного декоративно-прикладного искусства характерны:

– обобщённые, стилизованные формы;

– ритм, чередование (ритмическое повторение) форм;

– симметрия;

– декоративность цвета.

Архитектура обладает более сложным выразительным языком, чем другие виды изобразительного искусства. Это:

– объёмно-пространственная композиция форм;

– их конструктивная гармония;

– соответствие форм закономерностям естественных материалов и формам окружающей среды, природы;

– художественный синтез с произведением скульптуры, живописи и декоративно-прикладного искусства.

Краткая характеристика выразительных средств изобразительного искусства

Общими для многих видов изобразительного искусства выразительными средствами являются рисунок, композиция, колорит.

Это как три кита языка художественных произведений, с помощью которых художники изображают и выражают определённые мысли, чувства.

Рисунок лежит в основе всякого изображения. Это главный элемент языка всех видов искусства. Рисунок является структурной основой создания художественного образа в живописи, графике, скульптуре, архитектуре.



Сущность рисунка можно понимать в узком и широком значении.

В узком смысле – это, по определению художника И. Крамского, линия, черта, внешний абрис (контур).

А в широком – это та мера изображения, которая отвечает действительности. П. П. Чистяков подчёркивал, что в рисунке заключается «высочайшая и самая существенная сторона искусства».

«Рисунок показывает степень овладения предметом изображения» (А. Матисс).

Основные законы рисунка:

– верность передачи формы, строения, пропорции натуры при перенесении их в изображение на плоскости;

– верность передачи перспективы и светотени в изображении натуры.

Средствами рисунка в живописи, графике передаётся движение объектов изображения:

– наклонным построением всех основных линий и форм произведения;

– определённой позой изображаемого;

– контрастами контуров, форм;

– характером наложения мазков и штрихов; диагональной композицией.

Цвет – очень важное изобразительное и выразительное средство, особенно в живописи. Он как бы связывает в единое целое всё характерное в произведении.

Цвет обладает такими качествами, как тон, насыщенность, светлота.

С понятием «цвет» тесно связаны понятия «колорит» и «гамма».

Колорит – цветовое единство, цветовая согласованность, взаимосвязь всех цветовых элементов произведения, т. к. это не один цвет чего – либо (И. Грабарь. «Февральская лазурь»).



Гамма – это цветовая тональность произведения, когда все цвета подчиняются одному, ведущему, передавая его оттенки (М. Врубель. «Царевна - лебедь»).

Роль цвета в произведении многообразна. Цвет – это средство передачи:

– предметной окраски;

– изображения объёмных форм;

– особенностей фактуры материалов, предметов (шёлк, бархат и др.);

– пространственного удаления предметов (воздушная перспектива);

– состояния освещённости;

– выделении главного образа;

– выражения отношения автора к изображаемому;

– создания определённого настроения в произведении.

Для передачи настроения авторы используют светлые и тёмные тона, сочетание близких между собой цветов или контрастных.

Так, тихое, спокойное, поэтическое настроение передаётся сочетанием близких между собой неярких тонов (В. Серов. «Девушка, освещённая солнцем»).

Сочетание неблизких между собой, контрастных, звучных, сильных, ярких цветов создаёт бодрое, радостное настроение (А. Пластов. «Полдень», «Сенокос»).

Сочетание красного и тёмного, особо чёрного, цветов передаёт состояние тревоги, ужаса (И. Репин. «Иван Грозный и сын его Иван», К. Брюллов «Последний день Помпеи»).

Композиция – основное художественное средство, выполняющее функцию соединения отдельных частей изображения в гармоническое целое.

Элементами (выразительными средствами) композиции в живописи и графике являются:

– формат произведения и размер изображения;

– место композиционного центра и способ его выделения;

– композиционные приёмы передачи движения (контрасты, ритм, симметрия, равновесие, перспективно – пространственный строй произведения).

Формы картинной плоскости могут быть различными, тем самым придавать изображаемым объектам разный характер. Овальный формат хорошо сочетается с округлостью лица, придаёт изображению мягкость, женственность.

Круглый формат придаёт объекту изображения покой, завершённость. Круг также хорошо сочетается с изображением лица.

Прямоугольный формат, вытянутый по вертикали, подчёркивает стройность фигуры, объекта, его монументальность, величавость (В. Серов. «Портрет М. Н. Ермоловой»).

Прямоугольный формат, вытянутый по горизонтали, вызывает ощущение простора (И. Шишкин. «Лесные дали»).

Квадратный формат создаёт спокойное впечатление от произведения (А. Саврасов. Грачи прилетели).

Размер изображения влияет на иллюзию восприятия пространства в произведении. Крупное изображение как бы выходит за картинную плоскость вперёд, а мелкое, наоборот, как бы заступает внутрь за картинную плоскость, втягивая за собой и зрителя.

Размер произведения зависит от его содержания. Сюжеты исторически важных событий или эпические сюжеты требуют крупных размеров холста (В. Суриков. «Боярыня Морозова», «Утро стрелецкой казни»).

Бытовые сюжеты могут быть и небольшими по размеру (П. Федотов. «Завтрак аристократа», «Вдовушка»).

Композиционный центр – это главное какое – либо лицо, объект, поставленные так, что сразу бросается в глаза. Это то, что главное в произведении.

Главный действующий объект, в основном, размещается вблизи оптического центра в картине, т. е. изображается в композиционном центре, а также тщательностью письма, исполнения, отделки. А второстепенные – более обобщёнными. В произведении главное выделяется ещё и:

– направление на него взглядов всех других действующих лиц;

– величиной фигур;

– цветом;

– контрастом света и тени (И Репин. «Не ждали»).

Для передачи движения используются следующие композиционные приёмы:

– последовательное усиление движения всеми элементами композиции;

– контрастное противопоставление движений (движение одних объектов и неподвижность других);

– диагональное построение пространства, т. е. движение объектов в глубину картинной плоскости или наоборот изображается по диагонали (В. Перов. «Тройка», «Приезд гувернантки в купеческий дом»);

– асимметрия композиции;

– контрасты в композиции с целью сопоставления одного с другим;

– ритм, т. е. большая или меньшая повторяемость изобразительных единиц через некоторые интервалы. Изобразительные (ритмические) единицы – это акценты, а интервалы – это расстояния между ними. Равномерные интервалы внушают неотвратимость движения, а неравномерные – неплавное, «сбитое» движение.

Ритм может выражаться в расположении, повторении цветовых или световых пятен; динамике жестов, движений; повторяемости линий, форм, т. е. ритм настраивает на определённый лад и фиксирует внимание на чём – то другом.

Композиционным элементом является и перспектива (линейная и воздушная). В изобразительном искусстве перспектива – наука о правилах и приёмах изображения на плоскости (в картине, фреске, рисунке, скульптурном рельефе и др.) удалённых от наблюдателя объектов.

Линейная перспектива – перспективные изменения тех признаков, которые можно изобразить линией (пространственные формы, размеры, направления контуров).

Правила линейной перспективы:

– дальний предмет частично закрывается ближним;

– удалённые предметы по размеру мельче ближних предметов;

– основания удалённых предметов изображаются выше основания ближних;

– удалённые предметы более обобщены, схематичны, с нечётким контуром.

Воздушная перспектива – перспективные изменения физических признаков светлоты, цвета, фактуры, которые передаются тоном и цветом.

Закономерности воздушной перспективы:

– все ближние объекты воспринимаются подробно, чётко, т. к. их контур резче, а удалённые – обобщённо, неопределённо; контуры мягкие;

– на большом расстоянии светлые предметы кажутся темнее (и наоборот), а также площе, со слабо выраженной светотенью. Ближние предметы обладают контрастной светотенью и кажутся объёмными;

– все удалённые предметы прикрываются воздушной дымкой, приобретая её цвет – фиолетовый, синий, голубой или беловатый;

– удалённые предметы кажутся одноцветными и однообразными. Многообразие цветов теряется.

Таким образом, изобразительное искусство очень богато своими видовыми, жанровыми характеристиками и выразительными средствами.

Тема 2.2. Факторы художественно-творческого развития ребёнка

2.2.1. Художественно – эстетическая развивающая среда и ребёнок

Развитие ребёнка, формирование его как личности зависит от многих факторов. Фактор – это движущая сила совершающегося процесса или одно из условий, искусственно выделенное из прочих.

Гуманистическая педагогика рассматривает определённые условия, при которых обеспечивается самоценность дошкольного детства, проявление потенциальных возможностей творческого развития личности. К ним относится прежде всего среда развития и воспитания ребёнка.

Е. В. Бондаревская определяет среду развития как жизненное и воспитательное пространство, в котором осуществляется самореализация и самоорганизация личности.

В. А. Петровский даёт следующее определение понятию «среда развития» - это определённым образом организованное жизненное пространство ребёнка, которое оптимально соответствует его развитию, внутреннему миру (желаниям, потребностям, интересам) и собственной личностной активности (Петровский В. А., Кларина Л, М. и др. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении. – М., 1993). Социальная миссия педагога, его мастерство связано ещё и с необходимостью предоставления ребёнку свободы и самостоятельности без непосредственного включения в его жизнедеятельность. Для этого очень важно создать художественно – развивающую среду, которая бы своим содержанием помогала в самореализации и социализации его личности, ибо сама среда развития – это результат человеческого творчества (Н. А. Ветлугина, А. Н. Леонтьев, В. А. Петровский, Е. А. Флёрина и др.).

По мнению А. Н. Леонтьева, среда – это, прежде всего, то, что создано человеком: «Это человеческое творчество, это культура».

Психологическая наука стоит на понимании среды как результата и процесса собственного творческого саморазвития личности.

П. Ф. Каптерев сущность среды в педагогическом процессе определяет как условие для творческого саморазвития личности, где культуре отводится особое место в телесной и духовной организации детей.

Р. М. Чумичева выделяет две линии создания художественной среды (в связи с тем, что разработанная автором программа построена на основе культуры и искусства):

— как широкое поле социальной и культурной деятельности, сферы передачи и закрепления социального опыта, культуры и субкультуры, образ жизни;

— как художественное творчество, направленное на воспитание и реализацию художественных и эстетических потребностей, как сферу культуры.

В. И. Волков понимает художественную среду как среду функционирования искусства в рамках общества.

Художественно – эстетическая развивающая среда – это организованные пространство и оборудование, которые используются в соответствии с целями обеспечения психологического благополучия ребёнка, его художественно-эстетического развития и социокультурного становления;

— это жизненное пространство ребёнка, организованное по законам Красоты и пользы.

С. Т. Шацкий выделял художественно организованную и эстетически наполненную среду как важнейший фактор эстетического воспитания, основной целью которого является прежде всего развитие эстетического творчества.

Созданная по законам красоты среда способствует пониманию детьми прекрасного, формированию эстетического и художественного вкуса, естественному и ненавязчивому образованию у них эстетического отношения к окружающему, формированию художественно – творческих способностей.

Основные функции художественно – эстетической развивающей среды:

содержательно – информационная. Предметы искусства, объекты, окружение ребёнка, становятся своеобразным средством передачи социального опыта, определённых сведений об окружающем мире; обеспечивают его художественное развитие, начальное художественное образование;

стимулирующая функция. Информативность развивающей среды воздействует на эмоции детей, вызывая их интерес к той или иной деятельности, побуждая к ней.

Компоненты художественно-эстетической развивающей среды

(по Т. С. Комаровой)

В узком рассмотрении – это:

– специально оборудованные помещения для изобразительной, театрализованной, музыкальной деятельности;

– эстетически оборудованные помещения, которые включают в себя экспозиции картин, гравюр и других произведений, выставки авторских работ сотрудников ДОУ, детей, их родителей, красивую мебель, комнатные растения и другие эстетические объекты;

– разнообразное оснащение художественных видов деятельности, в том числе материалы и оборудование для самостоятельной (свободной) художественно-творческой деятельности; для разыгрывания различных спектаклей, сценок, атрибуты для разных видов детских игр, музыкальные инструменты и прочее.

В широком рассмотрении – это:

предметно – пространственная среда, которая понимается как созданная в ДОУ обстановка, в которой живёт ребёнок. Она должна отвечать санитарно – гигиеническим требованиям и требованиям безопасности, разработанным для современного жилища (свежий воздух, чистота, освещённость, планировка помещений). Это мебель, оборудование помещений, игрушки, предметы быта, одежда, пособия, предметы изобразительного искусства и пр.;

социальная среда – это взаимоотношения детей между собой, детей и взрослых, взрослых между собой. Важно, чтобы эти отношения носили гуманный характер. К этому виду среды относятся и те организации, учреждения, предприятия, в которых бывает ребёнок с родителями, поликлиника, театры, музеи, выставки, почта, магазины и пр.); их внешняя и внутренняя отделка, общая атмосфера;

природная среда – это природное содержание в дошкольном учреждении (аквариумы, растения, животные, птица; деревья, кусты, клумбы и т. п.), зелёные насаждения в микрорайоне, парках, скверах, ближайшем лесу. Однако, как подчёркивает П. Ф. Каптерев, следует помнить: чтобы понять красоту природы, человек должен быть умственно развит. Иначе она будет для него бездушна и мертва;

архитектурно – пространственная среда – здание ДОУ, все его помещения, окружающие ДОУ здания разного назначения и архитектуры (Т. Комарова. Теоретические и методические основы создания эстетической развивающей среды // Детский сад от А до Я, 2005, № 4. С. 18 - 35).

А. Е. Лазарь считает, что социализация человека в эстетической среде начинается с контактов не с искусством, а с предметным миром, несущим художественные начала. Лишь по мере формирования личности искусство становится ведущим элементом художественной среды.

Л. Компанцева считает, что содержание предметно-пространственной среды может быть обусловлено целью воспитательного процесса, обращённого к тому или иному направлению культуры, основного в инновационной деятельности педагогического коллектива. Исходя из того, какой пласт ценностей искусства является базисным компонентом, выделяются и разные категории среды приобщения детей к художественной культуре:

монокультурная среда. Основным компонентом выступает одна из культур, например, русская народная или русская классическая и т. п.;

поликультурная среда. Художественная культура может быть представлена несколькими составляющими её культурами. Например, русского, башкирского, татарского и др. народов Южного Урала;

комплексная среда. Это среда, представленная различными объектами, содержащими элементы одной или нескольких культур (Л. Компанцева. Художественно – эстетическая предметно-пространственная среда как условие приобщения детей дошкольного возраста к культуре. Там же. С. 36 - 46).


Требования к организации художественно-эстетической развивающей среды

(по Т. С. Комаровой)

Среда должна быть:

– сменяемой, динамичной, разнообразной, вариативной; включающей разнообразные компоненты, способствующие формированию различных видов художественно-эстетической деятельности, в процессе которой осуществляется всестороннее развитие личности ребёнка – дошкольника;

– взаимосвязанной со всеми её частями и окружающей средой; целостной, что позволит детям свободно заниматься разными видами деятельности, взаимодействовать друг с другом;

– стимулирующей физическую, творческую, интеллектуальную активность детей, побуждающей их к дополнению её необходимыми для развёртывания деятельности компонентами. В создание среды необходимо активно включать детей, что способствует формированию их осознанного отношения к ней, понимания взаимозависимости всех её компонентов, стремления и умения согласовывать свои желания и интересы с другими. Активизируя детей для участия в создании среды, необходимо учитывать их индивидуальные особенности, склонности, предпочтения;

– соответствующей возрастным психофизиологическим особенностям детей, их половой принадлежности;

– ориентированной на зону ближайшего развития детей;

– организованной так, чтобы материалы и оборудования, необходимые детям для осуществления любой деятельности, были им доступны для свободного пользования. Важно, чтобы в окружении ребёнка находился стимулирующий его развитие материал трёх типов: • использующийся в процессе специально организованного обучения; • иной, но похожий (например, если на занятиях были использованы образцы хохломской росписи с фоном чёрного цвета, то для самостоятельной деятельности они могут быть с фоном жёлтого или красного); • «свободный», то есть позволяющий ребёнку применять усвоенные средства и способы познания в других областях.

Организованная развивающая среда предполагает гармоничное соотношение всех типов материала.

Психолог Н. Короткова подчёркивает, что в современном дошкольном образовании, вариативном по формам и содержанию, вряд ли можно говорить о единственно верном устройстве предметно-пространственной среды, т. к. возможны разные конкретные варианты при условии, что учитывается возрастная специфика, под которую выстраивается целостный образовательный процесс.

Традиционное зонирование по конкретным видам материалов с отдельной стабильной учебной зоной, т. е. многофункциональное дробление пространства, не годится, т. к. многие материалы полифункциональны, т. е. они могут быть востребованы и для игровой, и для продуктивной, и для исследовательской деятельности. Н. Короткова считает, что достаточно разделить пространство группового помещения на три части:

– зону для спокойной по преимуществу деятельности;

– зону для деятельности, связанной с экстенсивным использованием пространства (активным движением, возведением крупных игровых построек и т. д.);

– рабочую (учебную) зону.

Все названные части пространства в зависимости от задач того или иного момента должны обладать возможностью изменяться по объёму (расширяться и сжиматься), т. е. иметь подвижные трансформирующиеся границы.

Особое внимание автор уделяет рабочей зоне. Она должна легко менять свой облик, принимая как бы три ипостаси. Это может быть и «мастерская» (для занятий продуктивной деятельностью), и лаборатория (для занятий познавательно-исследовательской деятельностью), и местом для свободной деятельности детей по интересам вне занятий со взрослым. В настоящее время такому устройству пространства мешает ряд причин:

– субъективные (инертность воспитателей);

– объективные (тяжёлое, громоздкое оборудование и «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений» № 2. 4. 1. 1249 - 03) (Н. Короткова // Дошкольное воспитание, 2007, № 4. С. 6 - 10).

Принципы создания художественно-эстетической развивающей среды:

принцип дистанции, позиции при взаимодействии;

принцип активности: дети должны быть сопричастны к созданию художественно – эстетической развивающей среды. Например, стену групповой комнаты может украсить красивое панно, выполненное детьми в процессе совместной деятельности с педагогом (техника коллажа, аппликации, мозаики, флористики и др.) (см. А. Ярыгина. Фитодизайн // Дошкольное воспитание, 2007, № 5);

принцип стабильности – динамичности: помещение должно быть так оборудовано, чтобы каждый ребёнок имел возможность закончить начатую работу;

принцип комплексирование и гибкое зонирование: для каждого вида деятельности, которыми дети желают заняться, должна быть предусмотрена отдельная площадь, что позволяет им заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу;

принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребёнка и взрослого предполагает, что каждому ребёнку должна быть предоставлена возможность сделать собственный выбор, где и чем заниматься, как и с кем осуществлять ту или иную художественно – творческую деятельность; создание атмосферы личностного психологического и физического комфорта. Ребёнок должен испытывать радость от процесса деятельности и её результата. Он должен испытывать ощущение эмоционального благополучия;

принцип эстетической организации среды, сочетания привычных и неординарных элементов. В интерьере ДОУ могут быть размещены не только репродукции классических произведений И. Шишкина, И. Репина и др., но и талантливо выполненные этюды, эстампы, абстрактные и полуабстрактные скульптуры, маски и пр.;

принцип открытости – закрытости, т. е. готовности среды к изменению, корректировке, развитию;

принцип «половых и возрастных различий» как предоставление возможностей для девочек и мальчиков проявлять свои склонности в соответствии с принятыми в обществе эталонами мужественности и женственности;

принцип учёта программы воспитания и обучения детей, реализуемой в ДОУ или в отдельной группе;

принцип учёта особенностей региона, на территории которого расположено ДОУ (культурные, природные, географические).

С учётом вышеизложенных принципов построение развивающей среды даёт ребёнку чувство психологической защищённости, помогает развитию личности, разнообразных способностей, овладению способами разных видов деятельности.

2.2.2. Произведения изобразительного искусства как фактор развития личности ребёнка

Перед образованием на современном этапе стоят проблемы совершенствования процесса образования и развития личности. Их суть заключается в том, что необходимо отобрать такое содержание, которое бы несло общечеловеческие ценности, конструирующие личность как субъекта собственной жизни. Универсальным носителем этих ценностей является искусство. Оно сосредоточило в себе весь пласт ценностей, накопленных родом человеческим.

В принципе, без искусства человек может прожить, но когда мы говорим о нём как средстве воспитания, то в этом отношении обойтись без него невозможно. По мнению Н.К. Рериха, воспитание искусством должно являться актом государственного значения, то есть искусство должно быть методом воспитания, образования и развития.

В образовании искусство выполняет полифункциональную роль. Оно обладает воспитательной, познавательной, компенсаторной, эстетической, терапевтической и рядом других функций. Но так как искусство – это материализованные чувства человека, его отношение к миру, то оно прежде всего воздействует на его эмоциональную сферу. Поэтому через искусство в непосредственной эмоциональной форме происходит трансформация общечеловеческих ценностей в интимно – личностные ценности каждого отдельного человека, что способствует его духовному развитию (Р. Чумичева). И происходит это в условиях свободного выбора личности. Поэтому можно сказать, что искусство – это чувственное средство просвещения, образования и воспитания. Оно «тренирует» чувства и душу человека (Б. Неменский). Е. М. Торшилова справедливо считает, что «искусство – источник высокой духовной радости. Искусство было необходимо обществу, чтобы стать обществом, и человеку, чтобы стать человеком» (Е.М.Торшилова. Эстетическое воспитание в семье. – М., 1989).

Как подчёркивает Б. Неменский, искусство, помимо развития в человеке ценностного отношения к миру, развивает ещё и особый тип мышления – эмоционально – образный (художественный). Без него современный человек столь же неполноценен, как и без рационально – логического. Но особо страшно, когда спит эмоциональная половина разума. Этот сон рождает из людей грамотных и компетентных подлинных чудовищ.

Искусство ценно именно тем, что воспитывает у ребёнка такой способ мышления, за которым стоят образы, воображение и изобразительность. Искусство непосредственно стимулирует творческое мышление, умение собирать информацию, анализировать ситуацию и преобразовывать её.

Следует подчеркнуть, что сущность искусства отвечает возрастным особенностям ребёнка – дошкольника. Во – первых, оно прежде всего воздействует на эмоциональную половину разума, ту, с которой человек рождается. А рационально – логическая часть разума ещё не сформирована у него.

Во – вторых, искусство сродни игре (самовыражение, игра образов). Именно эта особенность позволяет осуществлять художественно – творческое развитие ребёнка в увлекательной форме, так как через игру в искусстве он может выступать в разных ролях, быть в разных ролевых позициях. На первом этапе приобщения к искусству он только зритель, слушатель. Научившись всматриваться в произведение, вслушиваться в гармонию звуков, он как бы путешествует с героями произведений, идентифицируя себя с ними, и тем самым переходит на роль соучастника этих событий. А далее, с приобретением опыта в области художественной деятельности, дети всё чаще и охотнее принимают на себя роль автора или соавтора.

Таким образом, через разные ролевые позиции ребёнка искусство усиливает его эмоции и чувства, ощущение сопричастности с другими. Разные роли, позиции в области искусства придают художественной деятельности иной характер; активно изменяют отношение человека к ней. Она становится творческой. Поэтому в современном мире взгляд на искусство изменился в том плане, что резко возросла творческая роль реципиента (зрителя, читателя, слушателя).

На искусство следует обратить внимание ещё и потому, что это эффективное средство развития коммуникативных способностей человека. Ребёнок учится понимать чувства, душу другого человека (художника и других людей, общества). Искусство устанавливает особые отношения с миром, моделируя его с помощью специфических средств. Соприкасаясь через искусство с миром отдельной личности (художника) и миром социальным (обществом), ребёнок познаёт и самого себя, как его части. Поэтому в области образования, несмотря на разнообразные функции искусства, основной из них является социокультурная.







Сейчас читают про: