Учебные стрелковые приборы и пособия

Генерал-майор Савченко С. С, полковники Болеев В. Ф. и Козлов Д. И.

УЧЕБНЫЕ СТРЕЛКОВЫЕ ПРИБОРЫ И ПОСОБИЯ

В книге описывается устройство и даются советы по применению большинства учебных стрелковых приборов и пособий, используемых в настоящее время на занятиях по огневой подготовке с солдатами и курсантами. Одни из этих приборов поступают в войска централизо­ванно, другие предложены войсковыми рационализаторами.

Книга окажет помощь командирам стрелковых подразделений при подготовке ими учебных стрелковых приборов к занятиям.


ВВЕДЕНИЕ

В современном бою стрелковые подразделения решают поставленные им задачи искусным маневром и огнем. Ве­дению меткого огня они обучаются в основном на занятиях по огневой подготовке. Организация и методика проведе­ния этих занятий довольно сложны, так как необходимо в тесной увязке с тактической подготовкой и другими пред­метами научить личный состав самостоятельному решению различных огневых задач. Для решения этих огневых за­дач надо иметь необходимый запас теоретических знаний (основ и правил стрельбы, материальной части оружия) и практические навыки применения оружия в разнообразных условиях. При изучении кратких сведений по основам стрельбы или материальной части оружия обучаемому при­ходится встречаться с такими вопросами и понятиями, ко­торые подчас невозможно не только осязать, но и видеть. Таковы, например, понятия: начальная скорость, угол вылета, сноп траекторий, вероятность попадания, работа частей и механизмов пулемета при автоматическом огне и т. д. Для успешного усвоения подобных понятий служат. различные учебные приборы, пособия и макеты,

Твердые навыки владения оружием вырабатываются в результате длительных тренировок (упражнений). При этом должны соблюдаться следующие условия: упражне­ния должны проводиться систематически и быть разнооб­разными, обучаемые должны знать результаты выполнения ими каждого упражнения.

Руководитель занятий не сможет выполнить этих усло-­
вий, если при обучении личного состава он не будет поль-­
зоваться различными учебными приборами и пособиями.
При обучении меткой стрельбе самыми лучшими на-­
глядными пособиями являются боевое и учебное оружие,
холостые, малокалиберные и боевые патроны, приборы на­
блюдения за полем боя и приборы управления огнем. Од­
нако и при полном обеспечении боевым оружием и боепри-
пасов»

3


пасами в процессе обучения нельзя обойтись без всевоз­можных макетов, схем, плакатов, учебных приборов для контроля и самоконтроля, различных мишеней, а также хорошо оборудованных учебных полей и классов. Пособия и приборы способствуют лучшему усвоению учебного мате­риала, повышают активность обучаемых на занятиях, по­зволяют самим обучаемым и командиру видеть, каких ре­зультатов они достигли на данном занятии. Кроме того, при наличии соответствующих приборов руководителю за­нятия легче своевременно обнаружить ошибки, допускае­мые обучаемыми, показать эти ошибки и добиться их устранения.

Трудно представить себе занятие по огневой подготов­ке, на котором не применялись бы наглядные пособия и учебные стрелковые приборы. Достижение цели, постав­ленной на данное занятие, в большой степени зависит от правильного подбора предметов материального обеспече­ния и умелого их использования.

Наглядные пособия и учебные стрелковые приборы, применяемые на занятиях по огневой подготовке, можно подразделить на несколько видов.

1. Натуральные предметы: боевое и учебное оружие, боеприпасы, оптические и ночные прицелы, бинокль, пери­скоп, принадлежность к оружию и др. Натуральные пред­меты используются при изучении всех вопросов огневой подготовки, поэтому они считаются основным видом на­глядных пособий. Иногда с целью экономии боеприпасов при обучении приемам и правилам стрельбы применяется оружие с вкладными стволами. Вкладные стволы для стрельбы являются заменителями. Они обычно вставляют­ся в стволы боевого оружия, прикрепляются к нему сверху или вставляются внутрь гранаты (УГВС-2, ПУС-7). В ручных имитационных гранатах взрыв гранаты при падении или попадании в цель имитируется взрывом пороха, поме­щенного в запале. При работе с натуральными предмета­ми порядок действий и характер приемов такие же, как и при работе с боевым оружием (гранатами).

В процессе обучения к другим видам наглядных пособий следует прибегать только в тех случаях, когда нату­ральных предметов недостаточно или они не дают полного представления о том или ином явлении. Так, например, при изучении материальной части пулемета нельзя показать работу всех частей и механизмов при стрельбе. На дейст­вующем макете или с помощью кинофильма этот вопрос


может быть легко разрешен, и обучаемые получат полное представление о взаимодействии частей и механизмов. Нельзя показать горение пороха в патроне при выстреле или движение пули по каналу ствола. На плакате же или на экране эти процессы удается воспроизвести наглядно.

2. Объемные наглядные пособия: макеты оружия, от­
дельных частей и механизмов, макеты прицелов и прибо­ров наблюдения, модели, чучела целей, миниатюр- полигоны и т. д. Эти наглядные пособия также используются при
изучении всех разделов огневой подготовки.

Макеты и модели, как правило, изготовляются различ­ной величины и конструкции силами подразделений. Ши­рокое распространение получили действующие макеты и модели (станки и модели для показа взаимодействия ча­стей ударно-спусковых механизмов оружия и гранат, управляемые по радио модели самолетов, макеты снаря­дов и т. д.).

3. Изобразительные наглядные пособия: плакаты, пано-
рамы, схемы, чертежи, рисунки и фотографии. Они дополняют первые два вида пособий на занятиях по всем вопросам огневой подготовки, а иногда заменяют образцы оружия, прицелов, боеприпасов и т. д., по каким-либо причи­нам отсутствующие в подразделениях.

Ценность этих пособий в том, что с их помощью можно
показать только тот объект (пояснить тот вопрос), который в данный момент изучается, умышленно выделяя его
из общего комплекса.

При изображении на доске обучаемые последовательно, по частям воспринимают изучаемый вопрос (часть оружия, какой-то процесс и т. д.). Перечисленные пособия обучае­мым легче, чем другие, использовать при подготовке к за­нятиям и для закрепления полученных знаний.

4. Световые наглядные пособия и приборы: фильмо­скоп, кинопроектор, эпидиаскоп, «световой луч», экран для
ночной стрельбы, укалыватели со светящимися табло, све­товые имитаторы и др. Часть из этих пособий применяется
для демонстрации кинофильмов, рисунков, схем и фото­
графий, другие используются для контроля и самоконтро­ля. Так, например, на электрифицированных схемах, маке-­
тах или приборах при правильных действиях обучаемых
загорается лампочка. На некоторых приборах устанавли­вается несколько лампочек, спомощью которых можно
определять и характер ошибок, допускаемых обучаемыми.

Световые имитаторы воспроизводят вспышки выстре-


лов, работу инфракрасного прожектора ночного прицела, горение осветительных патронов и освещение ими при этом местности и целей.

5. Учебные стрелковые приборы, фиксирующие положе­-
ние оружия относительно цели при наводке и производстве
выстрела (очереди):
ортоскопы, боковые прицелы, при­
цельные станки, стрелковые тренажеры, пантографы, ука-
лыватели и т. д.

Большая часть этих приборов применяется на полевых занятиях и устанавливается на оружии, либо оружие ста­вится в определенном положении относительно прибора. Обучаемые наводят оружие в цель обычным порядком, а руководитель занятия, наблюдая через прибор или следя за результатами отметок на экране, определяет точность прицеливания, плавность спуска курка и правильность удержания оружия во время выстрела (движения затвор­ной рамы или курка вперед).

В последнее время на занятиях широко используются электрифицированные прицельные станки, связанные с ав­томатическими мишенными установками. При правильном прицеливании мишень в момент нажатия на спусковой крючок скрывается. Такой эффект не только позволяет руководителю и самому обучаемому судить о точности прицеливания, но и значительно повышает интерес к отра­батываемому вопросу.

6. Установки и приборы, применяемые на стрельбище,
на учебном поле и в стрелковом городке для создания об-

становки: мишенные установки для появляющихся и дви­жущихся целей, имитаторы, рамы качания, переносные местные предметы и др.

Для оборудования стрельбищ, учебных полей и стрел­ковых городков используются автоматические и механиче­ские мишенные установки, управляемые по проводам или по радио. В качестве силового привода этих установок при­меняются электромоторы, электромагниты (соленоиды), энергия сжатого воздуха или заведенной пружины.

Холостые патроны, взрывпакеты, пиропатроны, трещот­ки, громкоговорители, набор фар, прожекторы, баки с го­рючими материалами и многое другое используются для имитации различных эпизодов боя.

Перечисленные имитаторы применяются при обучении стрельбе в различное время суток, а также для обозначе­ния огня противника.

Переносные местные предметы позволяют в короткое


время создать и видоизменить характер обстановки на местности при обучении метанию ручных гранат, наблюде­нию за полем боя и определению расстояний до ориенти­ров, при изучении правил стрельбы, а также на боевых стрельбах и тактических учениях с боевой стрельбой.

Широко применяя на занятиях наглядные пособия и учебные приборы, следует иметь в виду, что пользу они приносят только в том случае, если командиры строго со­блюдают методические правила, выработанные в результа­те многолетнего опыта.

Эти правила сводятся к следующему.

1. Нельзя применять на занятиях неисправные посо­бия и приборы, а также пособия и приборы, не отвечаю­щие по своему назначению отрабатываемым учебным во­просам.

2. Необходимо следить за тем, чтобы в пособиях пра­вильно отражались причины и следствия показываемого явления и основной вопрос не затемнялся второстепенны­ми деталями. Например, неправильно показывать враще­ние пули в полете с помощью «пули Овечкина», так как в данном случае вращение придается не за счет нарезов, а за счет перьев, вставленных в оживальную часть пули. Точно так же не следует для демонстрации сердцевины рассеивания брать плакат, на котором, кроме сердцевин­ных полос, показаны и срединные отклонения.

3. Наглядные пособия и учебные стрелковые приборы должны дополнять, а не подменять реальные предметы. Нельзя перегружать занятие учебными пособиями, потому что при большом их количестве внимание обучаемых рас­сеивается, и пособия вместо пользы могут принести вред. С помощью наглядных пособий надо показывать только то, что невозможно или трудно показать на реальных предме­тах. Характер и количество учебных пособий определяются в зависимости от содержания изучаемого материала, кате­гории обучаемых, методического опыта руководителя, учебного времени и организации занятий.

4. Перед каждым занятием командир обязательно дол­жен сам проделать на предусмотренных им в плане-кон­спекте приборах все то, что он будет демонстрировать на занятии.

5. Если имеется возможность выбора, надо отдавать предпочтение тем пособиям, которые при усвоении учебно­го материала обеспечивают участие большинства органов чувств обучаемых и работа на которых наиболее близка



к работе с реальными предметами. Так, работу частей и механизмов более целесообразно изучать на станке для показа взаимодействия частей или на разрезном оружии, чем на боевом оружии или на плакате. Также методически более правильно обучать метанию гранат на имитацион­ных гранатах. Во всех случаях выгоднее применять дейст­вующий макет или учебный прибор, фиксирующий резуль­таты работы. Такие пособия повышают интерес к занятиям, активность и сознательность обучаемых, а также позволяют организовать состязание.

6. Очень важно перед использованием учебного прибо­ра или пособия доводить до обучаемых учебную цель--это повышает их активность и способствует более глубо­кому усвоению материала. Рекомендуемый методический прием заставляет обучаемых не быть пассивными наблю­дателями действий командира, а обращать особое внима­ние на то, что составляет цель занятия. Прочному усвое­нию отрабатываемых вопросов способствует также прак­тическая работа обучаемых с пособиями и краткий опрос их после показа.

7. Учебные приборы и пособия на занятии должны при­меняться и демонстрироваться по мере надобности, а в остальное время они должны быть скрыты от обучаемых. Для этого рекомендуется плакаты и схемы вывешивать в ходе занятия или перед занятием повесить их обратной стороной к обучаемым, а приборы и макеты хранить в шка­фах или под демонстрационным столом.

8. Руководителю при показе следует занимать такое положение, чтобы показываемый предмет был виден всем обучаемым. Для этого необходимо подобрать пособия и приборы соответствующих размеров, заранее выбрать и подготовить место и определить наиболее выгодное разме-щение обучаемых.

Рассматривая назначение, устройство и способы приме­нения различных учебных приборов и пособий, необходимо подчеркнуть, что в каждой части и подразделении приборы и пособия должны систематически совершенствоваться, об­новляться и пополняться. Большая роль в этом деле при­надлежит войсковым рационализаторам и изобретателям. Широкого развития изобретательства и рационализатор­ского движения требуют Программа КПСС и решения XXII съезда нашей партии.


ГЛАВА I


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: