double arrow

Виды русского народного танца

I. Хоровод:

1. Орнаментальный.

2. Игровой.

II. Пляска:

1. Одиночная (женская, мужская).

2. Парная (смешанная: Д+П; перепляс: 2П).

3. Групповая

→ Кадриль

а) квадратная::

б) линейная:::

в) круговая.

Различные хороводы когда-то относились к определенным календарным праздникам и обрядам и выполняли свои конкретные функции. Но хоровод, всегда являлся массовым, игровым или фигурным танцем, способным воспринимать различ­ные песенные ритмы и формы построения, а также сопровождать и украшать любые праздники, те или иные события в жизни рус­ского человека. Он мог исполняться как на улице, так и в избе, летом и зимой, на праздниках и в будние дни.

В зависимости от места и времени исполнения хоровода меня­лось его назначение, изменялось количество участвующих, но сам хоровод не менял ни свою структуру, ни свою хореографию, ни стиль исполнения.

Даже любая фигура хоровода может иметь не одно-единст­венное, определенное и постоянное назначение. Не меняя построе­ния фигуры, ее рисунка, участники хоровода могли передавать различное содержание, выражать различные настроения. Напри­мер, круг — это образ солнца, поклонение божеству — Яриле, но в круговом построении может разыгрываться и действо с трудо­вой, любовной и другой тематикой или в круге все могут испол­нять задорную пляску и т. д. Действия участников, выражение их характера, настроения, темперамента, отношение к происходя­щему совершенно различны, а круг как фигура, как построение остается неизменным.

То же можно сказать и о плясках. Многие из них исполнялись в народе круглый год, на различных религиозных и гражданских праздниках. Одна и та же традиционная групповая пляска, или перепляс, или кадриль могли исполняться летом и зимой, на улице и в избе, на любом календарном празднике. Менялась обстановка, менялись функции танца, но ни перепляс, ни кадриль, ни тради­ционная групповая пляска не меняли своих выразительных средств, своего стиля исполнения, формы, и в различных условиях все компоненты, вся структура той или иной пляски оставались неизменными.

Классифицируя русский народный танец, определяя его жанры и виды, мы берем за основу не деление танцев по временам года (зима, лето и пр.), по месту их исполнения (улица, изба и пр.), не приуроченность танцев к определенным обрядам и праздникам (свадьба, праздник Ивана Купалы, Святки и пр.), а их хореогра­фическую структуру, их общие устойчивые признаки и другие стороны танца.

Изобразительные и выразительные средства, форма и технологические приемы, закономерность и стиль исполнения, манера испол­нения, традиционная тематика, песенное или музыкальное сопро­вождение, определенная композиция, количество участников — все это определялось и подсказывалось самой жизнью, в процессе исторического развития русского народного танца. Эти признаки стали характерными для каждого жанра, для каждого от­дельного вида.

По совокупности этих признаков, которые в основном остаются без изменений, мы и определяем с точки зрения хореографии, к какому виду относится тот или иной танец.

Русский народный танец делится на два основных жанра — хоровод и пляска, которые в свою очередь состоят из различных видов. Каждый вид объединяет танцы с одинаковыми признаками и структурой исполнения.

В жанре хоровода различают два вида — орнаментальные и игровые хороводы.

Жанр пляски более многообразен, он состоит как из наиболее древних, традиционных видов — одиночная пляска, парная пляска, перепляс, массовый пляс, групповая традиционная пляска и т. д., — так и из видов, сложив­шихся в русском танце и вошедших в быт русского человека в более позднее время, — кадриль, лансье, полька и др.

Но народное творчество не стоит на месте. Сегодня и старые и новые танцы не только уживаются рядом, но и взаимовлияют друг на друга, творчески обогащая и развивая тем самым русский народный танец (50).

Деревенский

хоровод.

Начало XX века.

Южная Россия.

Фото.

В.И. Семёнов. Пляска


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: