I. Хоровод:
1. Орнаментальный.
2. Игровой.
II. Пляска:
1. Одиночная (женская, мужская).
2. Парная (смешанная: Д+П; перепляс: 2П).
3. Групповая
→ Кадриль
а) квадратная::
б) линейная:::
в) круговая.
Различные хороводы когда-то относились к определенным календарным праздникам и обрядам и выполняли свои конкретные функции. Но хоровод, всегда являлся массовым, игровым или фигурным танцем, способным воспринимать различные песенные ритмы и формы построения, а также сопровождать и украшать любые праздники, те или иные события в жизни русского человека. Он мог исполняться как на улице, так и в избе, летом и зимой, на праздниках и в будние дни.
В зависимости от места и времени исполнения хоровода менялось его назначение, изменялось количество участвующих, но сам хоровод не менял ни свою структуру, ни свою хореографию, ни стиль исполнения.
Даже любая фигура хоровода может иметь не одно-единственное, определенное и постоянное назначение. Не меняя построения фигуры, ее рисунка, участники хоровода могли передавать различное содержание, выражать различные настроения. Например, круг — это образ солнца, поклонение божеству — Яриле, но в круговом построении может разыгрываться и действо с трудовой, любовной и другой тематикой или в круге все могут исполнять задорную пляску и т. д. Действия участников, выражение их характера, настроения, темперамента, отношение к происходящему совершенно различны, а круг как фигура, как построение остается неизменным.
|
|
То же можно сказать и о плясках. Многие из них исполнялись в народе круглый год, на различных религиозных и гражданских праздниках. Одна и та же традиционная групповая пляска, или перепляс, или кадриль могли исполняться летом и зимой, на улице и в избе, на любом календарном празднике. Менялась обстановка, менялись функции танца, но ни перепляс, ни кадриль, ни традиционная групповая пляска не меняли своих выразительных средств, своего стиля исполнения, формы, и в различных условиях все компоненты, вся структура той или иной пляски оставались неизменными.
Классифицируя русский народный танец, определяя его жанры и виды, мы берем за основу не деление танцев по временам года (зима, лето и пр.), по месту их исполнения (улица, изба и пр.), не приуроченность танцев к определенным обрядам и праздникам (свадьба, праздник Ивана Купалы, Святки и пр.), а их хореографическую структуру, их общие устойчивые признаки и другие стороны танца.
Изобразительные и выразительные средства, форма и технологические приемы, закономерность и стиль исполнения, манера исполнения, традиционная тематика, песенное или музыкальное сопровождение, определенная композиция, количество участников — все это определялось и подсказывалось самой жизнью, в процессе исторического развития русского народного танца. Эти признаки стали характерными для каждого жанра, для каждого отдельного вида.
|
|
По совокупности этих признаков, которые в основном остаются без изменений, мы и определяем с точки зрения хореографии, к какому виду относится тот или иной танец.
Русский народный танец делится на два основных жанра — хоровод и пляска, которые в свою очередь состоят из различных видов. Каждый вид объединяет танцы с одинаковыми признаками и структурой исполнения.
В жанре хоровода различают два вида — орнаментальные и игровые хороводы.
Жанр пляски более многообразен, он состоит как из наиболее древних, традиционных видов — одиночная пляска, парная пляска, перепляс, массовый пляс, групповая традиционная пляска и т. д., — так и из видов, сложившихся в русском танце и вошедших в быт русского человека в более позднее время, — кадриль, лансье, полька и др.
Но народное творчество не стоит на месте. Сегодня и старые и новые танцы не только уживаются рядом, но и взаимовлияют друг на друга, творчески обогащая и развивая тем самым русский народный танец (50).
Деревенский
хоровод.
Начало XX века.
Южная Россия.
Фото.
В.И. Семёнов. Пляска