технологии консультирования:
I КОМПОНЕТА - то, что приносит на консультацию клиент:
1) личность с её индивидуальными особенностями (в т.ч. с теми, которые трудно определить визуально, но их целесообразно выявить с помощью различных методов психодиагностики);
2) трудная жизненная ситуация (тип ситуации по уровню объективной и субъективной сложности, тип ситуации в зависимости от нарушения механизмов социализации и социального развития личности; особенности переживания ситуации и копинг-стратегия клиента и др.);
3) первичный запрос;
4) актуальная проблема (тип проблемы);
5) социальный заказ (целостный и детализированный образ желаемого положения, который находит определение в контракте).
II КОМПОНЕНТА - то, что предъявляет клиенту психолог:
1) личность (ПВК и квалификация);
2) местооказанияпомощи (материально-бытовые условия);
3) технология документирования (контракт, журнал учёта посетителей, индивидуальная карта клиента на бумажном и/или электронном носителе и др.);
4) готовность моделировать процесс психологической помощи:
|
|
а) готовность адаптировать базовую технологию первичного собеседования под тип клиента и его запрос о помощи;
б) готовность применить базовые технологии консультирования в зависимости от условий оказания/получения помощи (что предполагает способность психолога на основе базовой технологии консультирования конструировать и применять собственные модели работы с клиентами, адекватные их запросам, половозрастным и индивидуально-личностным особенностям):
- технологию индивидуальной работы с клиентом;
- технологию консультирования диады;
- технологию группового консультирования.
III КОМПОНЕНТА - консультативная беседа. Консультативная беседа - это упорядоченный процесс профессионального общения (предпочтительно, диалогического) психолога и клиента, который разворачивается поэтапно и управляется консультантом. Каждый этап консультативной беседы включает определённый набор процедур и определённым образом структурирован. В каждом отдельно взятом случае она моделируется психологом на основе базовой технологии ведения консультативной беседы с клиентом.
IV КОМПОНЕНТА - процедура оценки эффективности консультирования (объективная и субъективная), самоанализ полученного психологом опыта.