Организация деятельности представительного органа

Коллективный стиль работы представительных органов местного самоуправления обуславливает соответствующие, отвечающие принципу коллегиальности организационно-правовые формы их деятельности.

Основной формой деятельности является заседание представительного органа и его постоянных депутатских комиссий. Количество заседаний регулируется регламентом представительного органа, но, как правило, не реже одного раза в месяц, а в случае необходимости проводят и чаще.

Заседание представительного органа правомочно, если на заседание зарегистрировались не менее двух третей от общего состава депутатов. Деятельность представительного органа осуществляется на основе плана (квартального, полугодового), который утверждается на заседании. В соответствии со ст.21. регламента Челябинской городской Думы правом внесения вопросов в план работы представительного органа обладают Глава города и его заместители, председатель Думы, постоянные комиссии, депутаты, прокурор города Челябинска.

С предложениями о рассмотрении вопросов для включения в повестку дня заседания представительного органа вправе обратится:

- органы государственной власти;

- органы территориального общественного самоуправления;

- общественные организации и объединения;

- руководители муниципальных предприятий;

- представители групп избирателей города в порядке правотворческой инициативы.

К числу важнейших функций заседаний относятся:

- формирование руководящих органов и структурных подразделений;

- принятие решений по основным вопросам социально-экономического развития муниципального образования;

- принятие бюджета и контроль за его выполнением;

- осуществление принципа подконтрольности и подотчетности
органов и должностных лиц местного самоуправления.

Нормотворческая функция представительных органов местного самоуправления реализуется посредством проведения заседаний, на которых принимаются все нормативные правовые акты.

В практике используются следующие виды заседаний:

1) очередные - проводятся в установленные регламентом сроки и
созываются председателем представительного органа;

2) внеочередные - проводятся, по предложению Главы муниципального образования председателя представительного органа, одной из постоянных комиссий или группы депутатов, установленной численности;

3) открытые;

4) закрытые;

Упрощенная схема управленческого цикла выглядит так: подготовка решения - принятие решения - организация выполнения решения - контроль за исполнением. Применительно к управленческой деятельности представительных органов местного самоуправления данная схема приобретает черты следующей технологии: подготовка заседания представительного органа; непосредственное заседание представительного органа, где принимаются конкретные решения; организация их исполнения; контроль за выполнением.

На этапе подготовительной работы к заседанию представительного органа

На этом этапе устанавливается перечень вопросов, разработка проектов решений и постановлений. Аккумуляция поступающих предложений происходит в повестке заседаний представительного органа.

Предложения направляются на имя председателя в письменном виде. Вопросы, рассматриваемые на заседаниях представительного органа можно разбить на 4 основных группы:

1. Прогнозные, определяющие вероятные направления развития муниципальных образований на конкретный период.

2. Целевые, комплексные программы, направленные на решение ключевых проблем территории муниципального образования.

3. Планы экономического и социального развития.

4. Рассмотрение местных бюджетов.

На основе этих документов планируется деятельность представительного органа муниципального образования и его постоянных комиссий.

Проекты решений в большинстве случаев готовятся отделами (управлениями) местных администраций. Однако если вопрос включен в повестку заседания по инициативе комиссии или если она готовила доклад (содоклад), то она же может подготовить и проект решения.

Функция принятия решения реализуется на заседаниях представительного органа.

Процедура проведения заседаний призвана обеспечить коллективное обсуждение и принятие депутатами актов (решений) Думы, что достигается через набор технологических приемов, выработанных практикой работы коллегиальных органов (прения, чтение проектов решений, голосование по ним, подсчет голосов, протокол заседания).

Заседания ведет председатель представительного органа или его заместитель. Роль председательствующего сводится к обеспечению нормальной работы заседания, свободного и делового обсуждения рассматриваемых вопросов. Он контролирует наличие кворума на заседании, предоставляет слово для докладов и содокладов, объявляет прения. Председательствующий объявляет повестку заседания, которая утверждается представительным органом.

Председательствующий предоставляет слово для доклада и содокладов (время выступления обычно устанавливается регламентом) и составляет: доклад - до 10 минут; содоклад - до 7 минут, остальные выступления - до 5 минут), а также для участия в прениях.

Порядок внесения и рассмотрения проектов решений. В соответствии с регламентом ряда представительных органов местного самоуправления к рассмотрению принимаются лишь такие проекты решений, к которым приложены обоснование, определяющее цель проекта решения, краткий прогноз социально-экономических, финансовых и иных последствий его принятия, а также перечень правовых актов, отмены, изменения или дополнения которых потребует принятия данного проекта. Проекты решений, вносимых для рассмотрения на заседания представительного органа должны соответствовать следующим требованиям:

- учитывать имеющиеся решения и увязывать с ними вносимые предложения;

- прилагать пояснительную записку, обосновывающую необходимость принятия решения, механизм реализации и ожидаемый результат;

- определять ответственных за исполнение, срок вступления в силу, а также источники финансирования;

- иметь на первом экземпляре проекта визы (с замечаниями):

1. Заместителя главы города (руководителя администрации), который отвечает за разработку вносимых проектов решений.

2. Председателя соответствующей постоянной комиссии представительного органа.

3. Руководителя представительного органа или его заместителя курирующих соответствующую комиссию.

4. Начальника правового управления (отдела), обеспечивающего проверку проекта на соответствие действующему законодательству.

5. Руководителя аппарата представительного органа, который проверяет правильность оформления проекта в соответствии с регламентом и нормами делопроизводства.

Несогласие должностного лица местного самоуправления с проектом решения не может служить основанием отказа в его визировании, а возражения и отрицательные заключения по проекту не препятствуют его включению в повестку дня.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: