Информационное обеспечение муниципального управления в современных условиях невозможно без использования современных информационных технологий, программных средств, баз данных и систем управления ими.
Система информационного обеспечения органа местного самоуправления представляет собой совокупность организационно–правовых, информационных, методических, программно–технических компонентов, обеспечивающая информационные процессы в системе управления инфраструктурой муниципального образования. Система информационного обеспечения администрации муниципального образования, как правило, состоит из следующих основных информационных комплексов:
1. Справочно – аналитическая система включает общегородские информационно – документационные массивы (архивные, отчетные, статистические, правовые, социально – культурные материалы, техническую информацию, текущее документирование).
2. Управленческая система – решает задачи, связанные со стратегическим, перспективным и текущим планированием, учетом и контролем, управлением муниципальной собственности.
3. Геоинформационная система является средством для интеграции и анализа информации о деятельности организаций функционирующих на территории муниципального образования (органы регионального и муниципального управления, землепользования, экология, транспорт, инженерные сети и т. д.). Эта система включает описание качественных и количественных характеристик объектов с отображением их на электронной карте города, распределением по цвету, а также описание взаимосвязи между объектами. В большинстве администраций городов внедрены и функционируют следующие информационные комплексы и подсистемы:
- локальная вычислительная сеть администрации;
- Государственная автоматизированная система «Выборы»;
- подсистема регистрации юридических лиц и предпринимателей;
- подсистема нормативно – правового обеспечения органов местного самоуправления;
- комплекс учета муниципальной собственности;
- подсистема документооборота и делопроизводства.
Современный подход к использованию информационных технологий в муниципальном управлении требует создания системы, включающей центральный сервер, компьютеризированные рабочие места и сеть, связывающую их с центральным сервером. Такая система представляет полный набор функций по работе с документами в соответствии с требованиями и стандартами российского делопроизводства и способна поддерживать схемы делового документооборота муниципальных органов: горизонтальную (переписка внутри муниципалитета), вертикальную (организационно – распорядительные документы), внешнюю (входящая и исходящая корреспонденция). Назначением системы является автоматизация работы с документами, фиксация пути прохождения документа от его поступления или создания до списания в дело, контроль на каждом этапе рассмотрения, получение справочной информации, анализ документооборота.
Создание в органах местного самоуправления собственных информационно – аналитических служб позволит значительно повысить эффективность и качество управленческих решений. Применение информационных технологий и систем в отдельных сферах муниципальной деятельности будет способствовать решению следующих задач.
В сфере учета и социальной защиты граждан:
- ведение автоматизированного паспортного учета граждан, создание баз данных по половозрастному составу населения, призывному возрасту, занятости, социально незащищенным группам, миграции населения, повышение на этой основе качества работы с населением, сокращение очередей при получении справок, выписок;
- ведение автоматизированного учета доходов семей для начисления социальных льгот и субсидий;
- ведение лицевых счетов персонифицированного учета социальных льгот и социальных выплат отдельным категориям граждан, включая жилищные субсидии.
В сфере жилищно – коммунального хозяйства:
- сбор, регистрация, хранение, обработка информации жилищного фонда;
- оперативный учет потребления энергоресурсов и воды;
- контроль технических параметров систем жизнеобеспечения и дистанционное управление объектами;
- бухгалтерский учет и расчеты платежей за жилищно - коммунальные услуги (создание компьютеризированных муниципальных расчетно-кассовых центров).
В сфере управления использованием территории города (геоинформационные системы) основной задачей является создание и ведение многослойной электронной карты (плана) города. Объектами компьютеризированного учета на этой карте могут быть:
- земельные ресурсы территории (земельный кадастр) по каждому земельному участку в разрезе прав собственности на землю, функционального назначения отдельных участков, их стоимостной оценки и др., формирование на этой основе базы данных для взимания платы за землю;
- генеральный план города (градостроительный кадастр);
- инженерные коммуникации разного назначения;
- объекты недвижимости (инвентаризация, размещение и стоимостная оценка объектов недвижимости, основных фондов, техническое состояние строений);
- дороги и транспорт (сведения о техническом состоянии дорог, качестве покрытия, технической характеристике мостов, проездов, переездов, дорожных знаках);
- экология (сведения о состоянии атмосферы, почв, шумовом и ином загрязнении отдельных участков территории, формирование базы данных для расчета платежей за загрязнение городской среды);
- потребительский рынок (размещение объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения);
- общественная безопасность (размещение объектов и постов ГИБДД, пожарной охраны, охраны общественного порядка, учреждений «службы спасения», автоматизированное слежение за фактическим расположением патрульных машин.
- объекты социальной сферы (размещение образовательных, медицинских учреждений, учреждений культуры, досуговых зон, учреждений социальной защиты и т. п.).
В сфере управления муниципальными финансами:
- разработка прогнозных вариантов местного бюджета в зависимости от возможных изменений отдельных параметров (изменение налоговых поступлений, цен и тарифов на ресурсы).
- создание компьютеризированной системы муниципального казначейства, в которую должна входить система муниципальных контрактов, предусматривающих расходование бюджетных средств.