Системный подход к изучению строения, структуры и свойств материалов

Различные материалы можно рассматривать по происхожде­нию, виду сырья, способу получения, назначению, особым свойствам и другим признакам.

В настоящее время наибольшее распространение получила сис­тематизация материалов, которую можно назвать «отраслевой», так как в ее основу положено наименование одной из отраслей народно­го хозяйства, непосредственно связанной с производством или при­менением данного материала:

- полезные ископаемые;

- нефтяные продукты;

- металлы;

- электротехнические материалы;

- стройматериалы;

- силикатно-керамические и углеродные материалы;

- лесоматериалы; целлюлоза, бумага, картон;

- химические продукты и резиноасбестовые изделия;

- химические волокна;

- текстильные и кожевенные материалы и др.

К сожалению, данная систематизация не только не позволяет установить взаимосвязи состава, строения, структуры и свойств ма­териалов, но в ряде случаев даже однозначно отнести материал по принадлежности к той или иной группе.

Наибольшие возможности для решения задач материаловеде­ния предоставляет систематизация веществ по их агрегатным состоя­ниям в нормальных (по температуре и давлению) условиях. При этом внутри каждой группы (твердое, жидкое или газообразное вещество) есть возможность учесть вид образующих его частиц, состав, физиче­скую природу, строение и структуру, а также происхождение. Такая систематизация позволяет решать главную зада­чу материаловедения – выбор материала с заданными свойствами для наиболее эффективного использования в инженерной практике, так как положение вещества в схеме не только однозначно отвечает на вопрос о свойствах, но и дает возможность получить рекомендации по улучшению этих свойств стандартным набором технологических операций.

Именно такое системное представление положено в основу на­стоящего учебного пособия.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: