Нейрофизиологический уровень

В основе процесса формирования поведения лежит сочетанная активность двух компонентов важнейшей нейрофизиологической системы – системы положительного («награда») и отрицательного («наказание» ) подкрепления *. Преобладание активности позитивного компонента системы (награды – зона комфорта) предполагает доминирование (в общей структуре переживаемого в данный момент состояния) признаков комфорта, а активация негативного компонента системы (наказания – зона дискомфорта) предполагает главенствующую роль психических характеристик, упомянутых выше, со знаком минус (Рисунок 19).

Рисунок 19. Схематическое изображение системы позитивного и негативного подкрепления (зоны «награды» и «наказания» и соответствующие этим зонам признаки психического комфорта, либо дискомфорта).

Взаимодействие в рамках системы позитивного и негативного подкрепления можно проследить на примере простейшего события, с которым не понаслышке знаком каждый из нас (рисунок 20).

 

Рисунок 20. Принцип взаимодействия «награды» и «наказания» в ходе формирования простейшего поведенческого акта.

Прикосновение к горячему предмету через: болевые рецепторы кожи → проводящие нервные пути → изменение состояния нейромедиаторики → ощущение боли информирует нас о неправильном поступке (оценка состоявшегося поведения). Негативное переживание (перемещение на схеме из точки А в точку В) помогает осознать необходимость усилия, направленного на изменение ситуации (перемещение на схеме в направлении точки С), т.е. исправление предыдущей поведенческой ошибки (мотивация на будущее поведение).

Исходно все живое (и человек в том числе) биологически детерминировано таким образом, что при любых обстоятельствах стремится к преобладанию позитивно окрашенных состояний (в зону награды) и к минимизации негативных (к избеганию наказания). То есть, любое поведение всегда мотивационно ориентировано в соответствии с вектором А, а наша жизнь с ее чередой правильных и неправильных поступков напоминает движение по ломаной линии вдоль разделяющей противоположные состояния границы (рисунок 21).

Рисунок 21. Система позитивного и негативного подкрепления в действии

Примечание. Вектор А – Биологически детерминированное стремление к преобладанию позитивно окрашенных состояний. Векторы аb, cd, if – графические эквиваленты неправильного поведения, bc, di, fg – поведенческие образцы, компенсирующие ошибочное поведение.

Однако, несмотря на универсализм описанных представлений (трудно подобрать поведение, которое не укладывалось бы в предложенную схему), их явно недостаточно, чтобы отразить в полном объеме процесс формирования поведения. Необходим элемент, позволяющий из множества потенциально возможных вариантов выбрать оптимальный поведенческий образец, вероятностно перемещающий нас (в соответствии с вектором А) в сторону зоны положительного подкрепления (рисунок 22). Что помогает сориентироваться в многообразии поведенческих возможностей и остановиться на поведении, ориентированном в соответствии с вектором А, предпочитая его возможным a,b,c,d,I,f или g? Почему мы не используем «метод тыка», перебирая неверные поведенческие образцы до тех пор, пока не наткнемся на более или менее подходящий? Ответ прост. Такое поведение было бы крайне неэффективным с точки зрения адаптивности, а значит – нежизнеспособным.

Рисунок 22. Схема выбора поведенческой стратегии в условиях сформированной мотивации

Примечание. Стрелками обозначены гипотетические перемещения в зонах ответственности «награды» и «наказания» при реализации различных поведенческих образцов.

Однако есть нечто, что помогает нам остановиться на поведенческом варианте А, без сомнения отвергнуть образцы a,b,c,d,I,f и g и таким образом осуществить оптимальный поведенческий выбор, перемещаясь в сторону зоны награды, а не наоборот. Это «нечто» аккумулирует в себе не только наш личный жизненный опыт, но и опыт и знания других людей и вообще живых существ, получаемые посредством общего информационного поля. Это «нечто» представляет собой одно из облигатных свойств живого, высшую функцию мозга – память *.Память – это уникальная способность нервной ткани фиксировать и при необходимости воспроизводить информацию, получаемую по внешним или внутренним информационным каналам. С учетом этого существенного фактора можно представить простейшую схему поведенческой регуляции (Рисунок 23)

Рисунок 23. Четыре фазы отдельного поведенческого цикла.

Более подробная иллюстрация событий при формировании отдельного поведенческого акта представлена в серии рисунков (Рисунки 24 – 27):

Рисунок 24. Первая фаза поведенческого цикла: любой совершенный субъектом поведенческий акт (поступок) немедленно меняет ситуацию вне и внутри субъекта.

Рисунок 25. Вторая фаза: информация обо всех изменениях устремляется в центральную нервную систему по сенсорным каналам (органы чувств), влияя на изменение состояния нейромедиаторики.

Рисунок 26. Третья фаза: сдвиги в активности нейромедиаторных систем влекут за собой изменение состояние субъекта. Изменение состояния оценивается (как результат предыдущего поведения) в системе «награда-наказание»

Рисунок 27. Четвертая (заключительная) фаза: Мотивация на следующий поступок (как результат работы системы «награда-наказание») инициирует выбор потенциально подходящего поведенческого образца в памяти, а реализация выбранного последующего поступка замыкает поведенческий цикл.

Представленная рисунками последовательность событий при формировании поведения подчеркивает способность живых организмов к обучению, т.е. к непрерывному повышению эффективности поведения. В конечном итоге эта способность подчинена все той же глобальной идее адаптивности (выживания).

Схемы (Рисунки 23-27) иллюстрируют биологические закономерности построения поведения, но не объясняет, почему в абсолютно идентичных внешних условиях разные индивидуумы действуют не одинаково, но иногда диаметрально противоположным образом. Важнейшим для понимания поведения является вопрос о конечном ограничителе, механизме, который в конечном итоге определяет (одобряет или не одобряет, разрешает или запрещает) поступок. Для поведения животных при всем его разнообразии таким механизмом (ограничителем) можно считать принцип биологической целесообразности, основанный на базовых инстинктах (самосохранения, продолжения рода). Человек в своем поведенческом выборе имеет радикально бóльшую степень свободы. Довольно часто в своей жизни люди пренебрегают биологической целесообразностью, руководствуясь соображениями высшего (надбиологического) порядка. Эта способность произвольно распоряжаться своим физическим состоянием (терпеть неудобства, лишения и боль, пренебрегать угрозами здоровью) и даже жизнью, исходя из мировоззренческих установок, радикально отличает человека от животных.

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ИЛИ ЛИЧНОСТНЫЙ УРОВЕНЬ интегрирует в себе такие понятия как темперамент, характер, механизмы психологической защиты, копинг, мировоззрение, ценностно-смысловая организация, нравственное чувство, и многое другое в том внутреннем «нечто», что отражает процесс и в то же время является результатом взаимодействия индивида и социума на всем протяжении жизни. С практической точки зрения важно, какой именно компонент в этом «нечто» является самым важным при окончательной оценке поведения, что именно в некоторых случаях заставляет человека вступать в конфликт спринципом биологической целесообразности и, в конце концов, делает человека человеком. В роли этого компонента представляется уместным и оправданным рассматривать нравственное чувство, которое присуще (в разных степенях совершенства) каждому человеку и отсутствует у животных. Ведь именно нравственное чувство заставляет человека совершать поступки, выходящие за рамки простой биологической выгоды (жертвенное поведение, насилие над собой ради высоких целей и т.п.), иногда ведущие к физическим страданиям или смерти. Именно нравственное чувство является инструментом различениядобра и зла, т.е. основным ориентиром в выборе сначала плохих или хороших представлений, убеждений, взглядов (того, что мы называем мировоззрением)*, а затем – в выборе плохих или хороших поступков, которые являются прямым или косвенным следствием мировоззренческих установок. Именно нравственное чувство в каждой личности служит базой для построения иерархической структуры ценностей с одной стороны, а с другой – является продуктом ценностно-смысловой ориентации индивида. Именно нравственное чувство в конечном итоге санкционирует (одобряет или не одобряет, разрешает или запрещает) любой поступок человека (совершенный или предстоящий, навязанный или добровольно и осознанно избранный).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow