Классификация основных видов игр открытого типа и их характеристика

Bud Характеристика
Инновационная • Наличие инновационной модели деятельности для решения нестандартных проблем; • обучение людей новым способам мышления и деятельности в нестандартных ситуациях; • инновационное развитие коллектива и его членов; • использование коллективной деятельности для поиска инновационных решений; • выработка инновационных решений в процессе игры; • отсутствие системы оценки участников игры
Организационно-деятельностная • Моделирование организационной деятельности по решению сложных комплексных проблем организации управления; • условный характер организационных ролей участников; • наличие общей цели игрового коллектива; • использование коллективной деятельности по выработке многоальтернативных решений; • отсутствие системы оценки участников игры
Организационно-мыслительная или проективная • Представление некоторой ситуации будущего; • мысленное создание условий для достижения проективной ситуации; • мысленное достижение поставленной цели

Среди рассмотренных видов игр открытого типа особая роль отводится инновационным играм, которые направлены на обновление социальной системы, ее инновацию посредством не только обучения, но и развития ее членов, изменения их мышления и деятельности в решении нестандартных и сложных задач с использованием инновационных подходов и средств. Инновационные игры существенно отличаются от других видов игр этого класса (организационно-деятельностных и проективных) прежде всего тем, что носят развивающий характер и ориентированы на выработку у людей новых умений действовать в нестандартных ситуациях. В инновационной игре решения зара­нее не известны ее участникам, а вырабатываются ими, как правило, в процессе игры, что требует от них не искусственного игрового информатизма, а знания реальных процессов и состояний.

В отличие от социальной деятельности, которая ставит своей задачей преобразование социальной реальности, игра имеет совершенно иное предназначение. Она выполняет главным образом тренировочную, исследовательскую и проверочную функции. Поэтому социальный смысл игры заключается, прежде всего, в том, что она готовит индивидов к социальной деятельности по преобразованию общества. Это и предопределяет основное назначение и роль игровых технологий в современном обществе. Наряду с этим, необходимость разработки игровых технологий вытекает также из усложнения самой социальной жизнедеятельности людей, возрастания опасности деформаций и потерь от непрофессионализма, а также стремления общества повысить качество и эффективность человеческой деятельности. В этой связи именно игровые технологии дают возможность наиболее эффективно "тренировать" самые различные свойства и качества людей, формировать у них новые умения и навыки поведения, необходимые в экстремальных ситуациях, предоставляют им возможность лучше понимать и ощущать свои действия, исправлять ошибки, а также получать новые знания о социальных объектах и разнообразных условиях их функционирования и развития. При этом наиболее значимой сферой применения игр является обучение персонала фирм и особенно управленческих кадров.

В этой связи процесс технологизации игровой деятельности имеет прямое отношение, как к деловым, так и к имитационным и инновационным играм, в основном в двух аспектах:

1) как технология разработки самих игр, которая представляет собой разновидность проективной (творческой) технологии;

2) как технология применения игры в образовательной деятельности, которая обычно моделируется посредством сценария игры. Проектирование и разработка игровых технологий – весьма сложный творческий процесс, при котором определяют участников, цели и задачи игры, правила ее проведения, а также проблемы, стратегию и тактику игры. Между тем технологии собственно деловых игр как наиболее популярных весьма разнообразны. Одна из них, получившая название "Коммерсант", представлена на рис. 13 [22,с. 89].

При осмыслении этого рисунка следует обратить внимание на сложность самого процесса игры как инструмента взаимодействия игровой группы с руководителем и экспертной группой, а также на постепенное нарастание динамики игрового процесса от этапа к этапу, на информационные процедуры и эмоционально-психологическую напряженность. Однако, несмотря на определенную сложность игровых технологий, их использование дает колоссальные преимущества: способствует согласованию интересов участников в любой социальной деятельности, обучению их навыкам поведения и действия в определенных ситуациях, а также процессу выработки оптимальных и эффективных способов решения сложных социальных задач.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: