Классификация видов социальных ситуаций

Основание классификации Виды ситуаций
Степень соответствия реальной жизни • Реальные; • условные
Степень соответствия норме • Нормальные; • девиантные; • экстремальные
Степень соответствия социальному времени • Прошлые; • настоящие (актуальные); • будущие
Степень сложности • Простые; • сложные; • сверхсложные
Характер развития ситуации • Детерминированные; • вероятностно-стохастические
Степень новизны • Известные; • подобные; • неизвестные
Возможность контроля • Контролируемые; • неконтролируемые
Возможность действия • Благоприятные; • вынужденные; • критические; • безвыходные, или безысходные

В соответствии с этой классификации палитра видового разнообразия социальных ситуаций достаточно сложная. Так, по степени соответствия реальной жизни все ситуации подразделяют на реальные и условные. Реальные ситуации отражают реальные социальные процессы; они являются типическими.

Условные же ситуации искусственны; они исключительно редко встречаются в социальной действительности, однако достаточно рельефно обнажают сущностные стороны исследуемых социальных явлений, процессов и отношений.

По второму признаку, отражающему соответствие ситуации норме, их можно подразделить на нормальные, девиантные и экстремальные. Нормальные ситуации развиваются как обычно, девиантные фиксируют различные отклонения, а экстремальные отражают те социальные явления и процессы, которые ставят общественную систему на грань выживания, когда стоит вопрос о ее существовании в прежнем качестве.

Временной параметр дает возможность выделять прошлые, настоящие и будущие ситуации. Прошлые ситуации характеризуются тем, что они уже возникали в практической жизни общества и полезны для анализа и изучения прошлого опыта. Настоящие ситуации характерны в основном для явлений и процессов современной социальной действительности. Будущие же ситуации носят предположительный (прогностический) характер.

По параметру сложности ситуации подразделяют на простые, сложные и сверхсложные. Простые ситуации представляют собой результат взаимодействия нескольких факторов и являются однозначными. Сложные ситуации характеризуются многообразием действующих факторов, однако можно предсказать социальное развитие в них. Сверхсложные же ситуации развиваются совершенно непредсказуемо.

По степени новизны ситуации подразделяют на известные, подобные и неизвестные. От этого зависят их функции в процессе социализации или обучения людей. Известные ситуации, например, используют для тренинга, подобные – для обучения способностям применения знаний при выработке действий в сходных ситуациях, а неизвестные – для выработки исследовательских качеств и развития творческого подхода к оценке реальной социальной действительности.

По возможности контроля выделяют контролируемые и неконтролируемые ситуации. В контролируемых ситуациях субъект деятельности имеет полномочия и ресурсы, необходимые для управления ею. Именно такое содержание вкладывают в расхожую среди управленцев фразу: "Ситуация под контролем!" Неконтролируемая ситуация иногда может быть и абсолютно неконтролируемой, когда речь идет о космических или планетарных катастрофах. Однако чаще всего ее неконтролируемость относительна, т.е. ситуация может быть не контролируема одним субъектом, но вполне контролируема другим.

Наиболее важный параметр классификации социальных ситуаций – возможность деятельности по выходу из них. Благоприятные ситуации "ласкают и возносят" субъекта независимо от его трудового вклада, т.е. определяют везение, удачу и т.п. Вынужденная ситуация, по мнению польского ученого Т. Пщоловского, возникает только в том случае, если мы ощущаем какую-либо потребность, когда нам чего-то не хватает, а также тогда, когда мы предвидим возникновение определенной потребности. При этом если человек не будет действовать, то ему станет намного хуже, потребности будут мучительными, и это может привести к критической ситуации [25, с. 158]. С одной стороны, такая ситуация принудительна, и в ней субъект может понести значительные потери, а с другой – нужна решительность и целенаправленные усилия для достижения цели. Безвыходная (безысходная) ситуация крайне неблагоприятна. В ней нет возможности действовать, и субъекту остается уповать только на чудо. Искусство управления и мудрость жизни в таких ситуациях ориентируют на то, что их просто нельзя допускать; необходимо бороться с ними хотя бы на критической стадии. Однако и к критическим ситуациям применим известный тезис: "Мудрец не тот, кто выходит из самых сложных ситуаций, а тот, кто не попадает в них".

Исходя их видового разнообразия социальных ситуаций, можно предложить технологию ситуационного анализа, которая включает такие этапы: 1) проблемное структурирование с выделением комплекса проблем ситуации, их типологии, характеристик, а также последствий и методов разрешения (проблемный анализ); 2) определение характеристик и структуры ситуации, ее функций и взаимодействия с внешней и внутренней средой (системный анализ); 3) установление причин, которые привели к возникновению ситуации, а также следствий ее развертывания (причинно-следственный анализ); 4) диагностика содержания деятельности субъекта в ситуации, ее моделирование и оптимизация (праксеологический анализ); 5) построение системы ценностных оценок ситуации и составляющих ее элементов, а также условий, последствий и действующих лиц (аксеологический анализ); 6) подготовка прогнозов относительно вероятного, потенциального и желаемого будущего (прогностический анализ); 7) выработка рекомендаций относительно поведения субъектов или действующих лиц в данной ситуации (рекомендательный анализ); 8) разработка программы деятельности в данной ситуации по реализации поставленной цели (программно-целевой анализ).

Технологии прогностического анализа следует отличать от прогностической деятельности, т. е. деятельности по выработке прогнозов, сущность которых многопланова и многоаспектна. Она включает гносеологический, логический и онтологический аспекты, каждый из которых характеризует сущностную основу прогноза в его направленности на определенные методы получения, обработки и анализа информации. В гносеологическом смысле прогноз представляет собой знания, информацию, а также сведения о будущем. С гносеологическим смыслом прогноза тесно связано его логическое понимание как логически обоснованного высказывания. В онтологическом смысле прогноз, по сути дела, сводится к совокупности фактов будущего в настоящем.

Технологии прогностического анализа включают не столько разработку, сколько использование моделей будущего и методов его достижения. По сути, этот вид технологий анализа сводится к прогностической диагностике, т. е. выяснению степени соответствия анализируемого явления или процесса будущему их состоянию, а их назначение состоит в формировании предсказаний относительно будущего развития ситуации. В прогностическом анализе применяют, как правило, два вида технологий: 1) нормативного прогностического анализа, при котором задают будущее состояние системы и определяют способы достижения будущего и 2) поискового прогностического анализа, когда посредством построения трендовых моделей определяют ситуацию будущего. Будущее представляет собой явление и бытия, и инобытия, которого еще нет, но оно, с одной стороны, всегда сохраняет преемственность с прошлым, а с другой – принципиально отличается от него.

Технологии поискового и нормативного прогнозирования в известном смысле противоположны. При нормативном прогнозировании на основании заданной модели будущего определяют способы ее достижения с использованием возможностей общества. Поисковое же прогнозирование, основываясь на возможностях общества, определяет содержание будущего. Как видно, поисковость и нормативность в прогнозировании предполагают друг друга, обеспечивая тем самым своеобразные "точки опоры" прогностического анализа. Поэтому его технологию целесообразно реализовывать циклически, соединяя в единый процесс нормативность и поиск, что дает возможность взаимно и системно уточнять будущее и пути его достижения.

В этой связи обобщенная технология прогностического анализа включает следующие процедуры: 1) выявление в прошлом и настоящем прецедентов будущего, его ростков, одни из которых разовьются в основы будущего, а другие неизбежно погибнут, а также оценка их перспективности; 2) определение неизменных и постоянных в социальном времени характеристик объекта, явления или процесса; 3) событийный анализ объекта, явления или процесса с выяснением массы, частоты и темпа наступления событий; 4) построение трендовых моделей развития социальных объектов во времени; 5) построение модели будущего, ее проверка и уточнение.

Технологии рекомендательного анализа ориентированы на выработку научно-практических рекомендаций относительно поведения действующих лиц в определенной ситуации. Они играют особую роль в системе взаимодействия исследователя и практика, а также обеспечивают внедрение результатов иссле­дования в жизнь. Основная проблема технологий этого вида анализа – взаимопонимание и общность языка исследователя и практика-управленца. Дело в том, что менеджер-практик не может подняться до уровня понимания ситуации исследователем. Поэтому исследователь должен не только разрешить проблему теоретически, но и выработать рекомендации для совершенствования практической деятельности управленца, изложив их в категориях понятного для управленца языка. Технологии рекомендательного анализа отличаются от прагматических тем, что предполагают выработку определенных вариантов поведения в некоторой ситуации. В технологической структуре рекомендательного анализа можно выделить следующие операции: 1) систематизация результатов научного анализа определенной части социальной реальности, а также выявление основных тенденций, закономерностей, событий и т.п.; 2) анализ проблем, потребностей и возможностей деятельности практических работников, а также оценка уровня эффективности их деятельности; 3) определение необходимых мер, направленных на повышение эффективности деятельности практических работников на основе осмысления результатов анализа социальной реальности; 4) коррекция модели практических действий с точки зрения их реалистичности, а также соизмерение этой модели действий с возможностями практических работников.

Технологии программно-целевого анализа представляют собой дальнейшее развитие технологий рекомендательного анализа в аспекте выработки программы действий по достижению определенных целей. Такие технологии направлены в основном на разработку подробной модели достижения какой-то цели в будущем. Процесс программно-целевого анализа имеет такие составляющие: 1) системное описание проблем, которые свойственны объекту программирования, их классификация, ранжирование и определение степени важности; 2) построение модели желаемого будущего на основании изучения тенденций развития данного объекта или подобных ему; 3) определение целей, методов и средств достижения какой-то цели в будущем, а также выявление факторов, необходимых условий и ресурсов; 4) программирование основных мероприятий разрешения проблем и продвижения к будущему, а также увязка целей с этими мероприятиями и имеющимися ресурсами; 5) определение направлений институционализации программы, ее информационного, финансового, правового, идеологического, организационного и кадрового обеспечения, а также определение способов контроля, мониторинга реализации и совершенствования программы. Конкретными результатами программно-целевого анализа могут быть подготовительные материалы к разработке программы, концептуальное осмысление которых дает возможность сделать это эффективно.

Рассмотренные виды технологий анализа далеко не исчерпывают весь перечень информационно-аналитических технологий. Каждый аналитик или исследователь вырабатывает свои собственные подходы и приемы аналитической деятельности, которая является творческим процессом и никогда не ограничивается рамками достигнутого. Ее развитие определяется прежде всего расширением потребности в аналитической деятельности, а также появлением новых проблем, которые необходимо осмыслить и разрешить. Немаловажную роль в этом процессе играет развитие теории познания, методологии и методов аналитической деятельности, а также совершенствование информационно-компьютерного обеспечения.

11.5. Технологии "паблик рилейшнз" (PR-технологии)

В демократическом обществе исключительно важную роль играет общественное мнение, которое является важнейшим институтом и в то же время инструментом гражданского общества. Это также весьма эффективный способ выражения коренных интересов различных социальных групп, их воздействия на управление общественной системой. По мнению многих исследователей, общественное мнение представляет собой четвертую власть общества, которую необоснованно отдают средствам массовой информации, представляющим не четвертую власть, а лишь одно из ее средств и проявлений.

Появление нового товара, услуги или вида деятельности должно сопровождаться своеобразным их представлением общественности, которое придает гражданскую легитимность этим явлениям. Для успешного функционирования гражданского общества необходимы специально организованные подсистемы связей с органами государственного управления и местного самоуправления, а также предприятиями и организациями, производящими и реализующими различные товары и услуги. Эту важную роль в обществе должны выполнять специальные службы "паблик рилейшнз", или службы по связям с общественностью.

Пока еще нет точного и однозначного определения понятия "public relations". Насчитывается свыше 50 определений, каждое из которых отражает лишь некоторые сущностныехарактеристики этого явления. При обобщенном подходе понятие "public relations" описывает область научного знания и практической деятельности людей по оптимизации коммуникационного пространства. Она предназначена для обеспечения эффективного взаимодействия между людьми, социальными группами и организациями в обществе. Public relations ныне превращается также и в широко распространенную технологию проведения различных избирательных кампаний. Вместе с тем PR-технологии продвигаются в направлении нормальной, непрерывной и каждодневной коммуникативной деятельности, т. е. входит в практику работы людей и организаций. Назначением таких технологий имиджмейкинга становится внеценовая конкуренция в целях формирования управляемого имиджа товаров и услуг, самой фирмы, личности, моды, идеологии, ценностных ориентации и т.п.

Поэтому весьма важна классификация технологий паблик рилейшнз, которую целесообразно проводить по сферам и объектам их приложения, целям, функциональному назначению, способам воздействия и механизмам осуществления (табл. 38).

Технологии "паблик рилейшнз" не следует смешивать с технологиями традиционной рекламы, хотя между ними нет какой-либо "китайской стены", и в них используются сходные средства и приемы коммуникативного воздействия. Разница скорее в акцентах, чем в сути этих технологий. Поэтому проведем сравнительный анализ технологий рекламы и PR-технологий (табл. 39).

Таблица 38


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: