| Наименование метода | Характеристика метода |
| Метод декомпозиции | Расчленение сложного явления на простые составляющие. Объектом расчленения могут быть как реальные социальные, так и абстрактные интеллектуальные системы. Для достижения адекватности декомпозиции применяется декомпозиционное моделирование, т. е. воссоздание декомпозированной модели и сравнение этой новой модели с ее предшественницей |
| Метод сравнения | Сравнение изучаемых систем, явлений или процессов с другими, чтобы обнаруживать их особенности, специфику и различные свойства |
| Нормативный | Обоснование совокупности нормативов, отражающих эффективность системы. Реальную систему сравнивают с нормативной, чтобы выявить характер отклонений от установленной нормы |
| Метод агрегирования | Преобразование исходной модели в другую с меньшим количеством переменных или ограничений, что дает более объективное по сравнению с исходной моделью описание изучаемого объекта или процесса |
| Метод аналогий | Доказательство аналогии между двумя объектами, а также перенос системы объяснений с одного объекта на другой |
| Метод исключений | Постепенное исключение значительной группы составляющих на основании закона исключения третьего, смысл которого в том, что истинно либо высказывание, либо отрицание, а третьего не дано |
| Гипотетический | Выдвижение, обоснование и доказательство гипотез. Часто этот метод сводится к "обстреливанию" проблемы со всех сторон с помощью как можно большего количества вопросов, на которые нужно дать ответы |
| Метод закономерностей | Поиск устойчивых, неслучайных повторяющихся и объективных характеристик или связей между родственными явлениями и процессами |
| Метод "минимакса" | Частный случай метода закономерностей, предполагающий поиск минимальных или максимальных характеристик явления либо процесса |
| Балансовый | Выделение двух сторон чего-либо, которые определяют целое и уравновешивают друг друга |
| Метод классификаций | Упорядочение объектов по существенным их признакам, классам или типам |
| Метод ранжирования | Присвоение совокупности объектов, явлений и процессов некоторых числовых величин на основании интуиции либо в соответствии со степенью выраженности некоторого их признака или свойства |
| Метод проб | Выбор некоторых объектов из совокупности и их испытание |
| Метод отклонений от средней величины | Вычисление некоторой средней величины и отклонения от нее |
| Метод моделирования | Построение модели, которая отражает существенные свойства и стороны анализируемого объекта в упрощенном виде, т. е. замена реального объекта его аналитической моделью |
| Метод амбивалентности и противоречия | Поиск для объяснения чего-либо амбивалентного ему явления (например сытость — голод, большой — маленький и т. п.), а также противоречий, определяющих суть изучаемого явления |
| Метод парадокса | Рассмотрение явления с неожиданных позиций, которые не соответствуют общепринятым научным представлениям |
| Метод систематизации | Приведение имеющихся данных в некоторую систему, чтобы объяснять их с позиций системного подхода |
| Метод экстраполяции | Распространение выводов, полученных в ходе наблюдения за одной частью явления, на его другую, неисследованную часть, т. е. перенесение или распространение характеристик с одной предметной области на другую, с прошлого и настоящего на будущее |
| Метод индукции и дедукции | Индукция — построение умозаключения, в котором из знаний о части предметов определенного класса делают вывод обо всем классе явлений. Дедукция предполагает обратную операцию, когда из знаний обо всем классе явлений делают вывод об одном предмете этого класса |
| Метод идеализации | Мысленная процедура, связанная с представлением о каком-либо объекте как идеале и последующим его сравнением с реальным объектом |
| Метод формализации | Исследование объекта посредством перевода его качественных характеристик в некоторую знаковую, количественную, формализованную форму |
| Метод упрощений | Представление анализируемого объекта в виде некоторой упрощенной его модели |
| Морфологический | Выделение вначале основных характеристик объекта, составляющих его ось (остов), а затем фиксация по каждой из них всевозможных вариантов |
| Метод контрольных вопросов | Составление перечня вопросов, на которые нужно дать ответы |
| Метод фокусирования | Перенесение в фокус внимания исследователя отдельных объектов, чтобы получить их оригинальное видение |
| Метод "мозгового штурма" | Организованная система свободных высказываний участников анализа о малоизученной проблеме с запретом критики высказываний со стороны коллег |
| Метод эмпатии | Аналитик входит в образ анализируемого объекта, т. е. представляет себя изучаемой его "деталью" и осмысливает с ее позиций выполняемые ею действия |
| Метод синтеза | Соединение (синтез) элементов объекта после процедуры аналитического их разложения, а также проверка эффективности и тождественности объекта самому себе |
| Метод отбора | Изучение не всей совокупности явлений, а лишь некоторой ее части, отобранной по определенным правилам |
| Метод "от противного" (от обратного) | Изменение ситуации на диаметрально противоположную, с последующим осмыслением ее характеристик |
| Метод плюсов и минусов | При анализе какого-либо явления выделяют как позитивные, так и негативные его стороны, а затем в зависимости от их соотношения принимают решение о выборе |
| Метод обобщения (генерализации) | Переход от индивидуального к общему |
| Аксиоматический | Построение теории или концепции на основе каких-либо исходных положений (принципов, постулатов, аксиом) |
| Метод "ревизора", или "злого учителя'' | В рассуждениях, аналитическом материале, в анализируемой системе на основании знания сущностных закономерностей отыскивают ошибки или слабые стороны |
| Метод "бритва Оккама" | На основании принципа У. Оккама "Сущности не следует умножать без необходимости", — устраняют излишние положения, допущения, свойства или аспекты изучаемого объекта, явления или процесса |
| Метод вероятности | При узком подходе — использование оценки вероятности или степени возможности проявления некоторого события при определенных условиях, а при широком подходе — использование методологического аппарата теории вероятностей |
| Метод причинности | Выявление причинно-следственных связей на основании принципов, разработанных Дж. Миллем |
| Метод "черного ящика" | Разработанный в кибернетике подход к изучению объекта, о котором нет никаких сведений. Исследователь делает выводы об устройстве объекта, мысленно воздействуя на его входы и регистрируя информацию на выходе. При этом "ящик" постепенно превращается из "черного" в "серый", а потом — в "белый" |
| Метод оптимизации | Поиск в соответствии с некоторым критерием наилучшей в данных условиях характеристики, состояния, функции или оценки изучаемого объекта, явления или процесса |
| Метод аппроксимации | Приближенное выражение анализируемых объектов через более простые |
| Графический | Построение удобных для анализа объекта блок-схем, рисунков, матриц, таблиц, графов, диаграмм и т. п. |
| Метод ограничений | Введение некоторых переменных, которые отражают сущностные характеристики анализируемого объекта |

Рис. 30. Модель универсальной технологии аналитической деятельности
Таблица 36