Ich | lerne | deutsche | Wörter. |
Я | учу | немецкие | слова. |
В приведенном выше предложении имеется полное совпадение грамматических форм слов.
Немецкое простое повествовательное предложение делится на две ритмические части (синтагмы): подлежащее + сказуемое | второстепенные члены предложения. В нашем примере это: Ich lerne | deutsche Wörter. Между синтагмами делается небольшая пауза.
В первой синтагме самую важную информацию передает слово «учу» - lerne. Оно несет основное ударение в первой синтагме. Мелодия первой повествовательной синтагмы – повышающаяся. На ударном слоге ler- делается основное динамическое ударение и повышается мелодия (тон) голоса. В транскрипции это явление обозначается стрелкой, направленной вверх: Ich ↑/lerne |…
Во второй синтагме основное смысловое ударение делается на слове «слова» - Wörter, динамическое ударение падает на первый слог /Wör-. На этом же слоге мелодия понижается: ↓/Wörter. Вторая синтагма выглядит следующим образом: | /deutsche ↓/Wörter. Интонационно-мелодическая схема простого повествовательного предложения в немецком языке имеет следующий вид:
|
|
Ich ↑/lerne | /deutsche ↓/Wörter.
Такой же мелодический рисунок имеет простое повествовательное предложение с обратным порядком слов.
Deutsche | Wörter | lerne | ich | gern. |
Немецкие | слова | учу | я | охотно. |
/Deutsche ↑/Wörter | /lerne ich ↓/gern.
В пределах распространенного повествовательного предложения может быть несколько повышений и понижений тона.
Ich | lese | gern | Bücher, | sehe | fern, |
Я | читаю | охотно | книги, | смотрю | телевизор, |
gehe | spazieren | und | schwimme. | gehe | spazieren |
хожу | гулять | и | плаваю. | хожу | гулять |
Ich /lese gern ↑/Bücher | sehe ↑/fern | gehe spa↑/zieren | und ↓/schwimme.
Задание 5. 1. Распишите мелодический рисунок предложений: определите, на какие слоги (слова) падает основное логическое ударение (/), где нужно делать паузы (|) и на каких слогах повышается и понижается тон голоса.
Ich habe heute drei Stunden Unterricht. | У меня (*я имею) сегодня три часа занятий. |
Mein Vater ist fünfzig Jahre alt. | Моему отцу пятьдесят лет. |
Wir spielen Tennis, laufen Schi, turnen und springen. | Мы играем в теннис, бегаем на лыжах, делаем гимнастику и прыгаем. |
Immer schön und reich ist die Natur. | Всегда прекрасна и богата природа. |
Die Natur ist immer schön und reich. | Природа всегда прекрасна и богата. |
Früh in der Frische fischen Fischer Fische. | Рано утром ловят рыбу рыбаки. |
Ohne Fleiss – kein Preis. | Без прилежания нет награды. |
Мелодический рисунок немецких побудительных предложений определяется понижающейся мелодией.
Geht heute ins ↓/Kino! | Идите сегодня в кино! |
Gib mir bitte das ↓/Heft! | Дай мне, пожалуйста, тетрадь! |
Fahren wir morgen zusammen nach Ber/↓lin! | Давай завтра вместе поедем в Берлин! |
Lerne gut alle Wörter zum ↓.Text! | Хорошо выучи все слова к тексту! |