Лечение носит симптоматический характер и включает в себя психосоциальный, поведенческий и/или семейный подходы.
Наиболее эффективна поведенческая терапия с использованием аверсивных методик или негативного подкрепления (слабые электрические стимулы, неприятные звуки или рвотные средства). Также используют положительное подкрепление, моделирование, корректирующую терапию. Играют терапевтическую роль повышение внимания родителей к больному ребенку, стимуляция и эмоциональное воспитание.
Необходимо лечить вторичные осложнения (например, отравления ртутью, свинцом).
Заикание (F98.5).
Характерные особенности — частые повторения или пролонгация звуков, слогов или слов; или частые остановки, нерешительность в речи с нарушениями ее плавности и ритмического течения.
Этиология и патогенез
Точные этиологические факторы не известны. Выдвинут ряд теорий:
1. Теории «блока заикания» (генетическая, психогенная, семантогенная). Основа теории — церебральная доминантность речевых центров с конституциональной предрасположенностью к развитию заикания вследствие стрессогенных факторов.
2. Теории начала (включают теорию срыва, теорию потребностей и теорию антиципации).
3. Теория научения основана на объяснении принципов природы подкрепления.
4. Кибернетическая теория (речь — автоматический процесс по типу обратной связи. Заикание объясняется срывом обратной связи).
5. Теория изменения функционального состояния мозга. Заикание является следствием неполной специализации и латерализации языковых функций.
Исследования последних лет свидетельствуют о том, что заикание является генетически наследуемым неврологическим расстройством.
Распространенность
Заиканием страдает от 5 до 8% детей. Расстройство в 3 раза чаще встречается у мальчиков, чем у девочек. У мальчиков оно более устойчиво.