Учительство – социально-профессиональная группа, особенностью деятельности которой является образование и воспитание подрастающего поколения. В данном исследовании мы исходим из узкого понимания социально-профессиональной группы учительства, включающей людей, основной сферой занятий для которых является преподавательская работа в средних общеобразовательных учреждениях.
Типы школ (средних общеобразовательных учреждений). Можно выделить два основания для типологии:
по типу собственности: муниципальные и частные школы;
по особенностям используемых программ и методик: традиционные школы (используется стандартный набор программ, методик и предметов); специализированные (с углубленным изучением ряда предметов); альтернативные (обучение принципиально отличается от других набором предметов, авторскими программами, используемыми методиками).
Социально-профессиональное самочувствие (СПС) – интегральная характеристика личностного отношения к профессиональной деятельности, субъективное переживание различных ее сторон. Определяется как соотношение между уровнем притязаний и их реализацией в профессиональной деятельности.
|
|
Уровень СПС определяется в интервале между крайне позитивным и крайне негативным отношением к своей профессиональной деятельности и ее условиям.
Качественное наполнение СПС – те стороны или условия профессиональной деятельности, которые являются важнейшими при определении уровня СПС.
Факторы СПС. Поскольку СПС определяется как соотношение между уровнем притязаний и их реализацией, можно выделить две группы факторов СПС: 1) субъективные – уровень притязаний, ожиданий относительно разных сторон профессиональной деятельности; 2) объективные – реальные достижения и условия профессиональной деятельности.
Факторы СПС
субъективные: объективные:
содержание труда; степень самореализации
оплата труда в профессии;
карьера уровень зарплаты;
условия труда занимаемая должность;
реальные условия труда.