Эмпирическая интерпретация понятий

Критерием для оценки уровня СПС является удовлетворенность профессиональной деятельностью. Следует различать:

1) удовлетворенность профессией, которая выражает отношение к социальному статусу профессии;

2) удовлетворенность трудом – отношение учителя к его реальной работе в условиях данной школы.

Соотношение этих сторон удовлетворенности профессиональной деятельностью – показатель качественного наполнения СПС.

Субъективные факторы СПС (уровень ожиданий) замеряются через оценку сравнительной значимости для учителя различных сторон его профессиональной деятельности (содержания труда, карьерных успехов и условий труда).

Объективные факторы СПС можно замерить как через оценку учителем условий своей работы и профессиональных успехов, так и с помощью информации о фактическом положении учителя (категория при аттестации, зарплата, должностное продвижение).

Социально-демографические характеристики респондента, необходимые для анализа:

пол;

возраст;

стаж работы в системе образования;

семейное положение (состав семьи).

Операционализация понятий

Удовлетворенность профессиональной деятельностью в целом, удовлетворенность профессией и удовлетворенность трудом замеряются через самооценку уровня удовлетворенности при помощи шкал, представляющих диапазон мнений от “удовлетворен полностью” до “совершенно не удовлетворен”.

Качественное наполнение СПС фиксируется через мнение учителей о привлекательных- непривлекательных сторонах их профессиональной деятельности. Используем методику открытых вопросов.

Иерархия ожиданий в профессиональной деятельности выявляется путем подсчета рангов значимости различных сторон профессиональной деятельности.

Гипотезы

1. Уровень социально - профессионального самочувствия учителей зависит от типа средней школы, причем определяющее значение имеет тип собственности.

2. В школах муниципальной собственности уровень СПС ниже, чем в школах частной собственности.

3. На качественные характеристики социального самочувствия оказывают влияние как объективные, так и субъективные факторы, но большее влияние - объективные.

4. Молодые учителя чаще не удовлетворены своей работой, чем учителя с большим стажем работы.

5. Уровень социальных ожиданий учителей, как правило, завышен.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: