Критерием для оценки уровня СПС является удовлетворенность профессиональной деятельностью. Следует различать:
1) удовлетворенность профессией, которая выражает отношение к социальному статусу профессии;
2) удовлетворенность трудом – отношение учителя к его реальной работе в условиях данной школы.
Соотношение этих сторон удовлетворенности профессиональной деятельностью – показатель качественного наполнения СПС.
Субъективные факторы СПС (уровень ожиданий) замеряются через оценку сравнительной значимости для учителя различных сторон его профессиональной деятельности (содержания труда, карьерных успехов и условий труда).
Объективные факторы СПС можно замерить как через оценку учителем условий своей работы и профессиональных успехов, так и с помощью информации о фактическом положении учителя (категория при аттестации, зарплата, должностное продвижение).
Социально-демографические характеристики респондента, необходимые для анализа:
пол;
возраст;
стаж работы в системе образования;
|
|
семейное положение (состав семьи).
Операционализация понятий
Удовлетворенность профессиональной деятельностью в целом, удовлетворенность профессией и удовлетворенность трудом замеряются через самооценку уровня удовлетворенности при помощи шкал, представляющих диапазон мнений от “удовлетворен полностью” до “совершенно не удовлетворен”.
Качественное наполнение СПС фиксируется через мнение учителей о привлекательных- непривлекательных сторонах их профессиональной деятельности. Используем методику открытых вопросов.
Иерархия ожиданий в профессиональной деятельности выявляется путем подсчета рангов значимости различных сторон профессиональной деятельности.
Гипотезы
1. Уровень социально - профессионального самочувствия учителей зависит от типа средней школы, причем определяющее значение имеет тип собственности.
2. В школах муниципальной собственности уровень СПС ниже, чем в школах частной собственности.
3. На качественные характеристики социального самочувствия оказывают влияние как объективные, так и субъективные факторы, но большее влияние - объективные.
4. Молодые учителя чаще не удовлетворены своей работой, чем учителя с большим стажем работы.
5. Уровень социальных ожиданий учителей, как правило, завышен.