double arrow

СИГМАТИЗМ


Сигматизмом называются дефекты произношения свистящих и шипящих звуков с, з, ц и ш, ж, ч, щ. Недостатки произношения (искажение и отсутствие) свистящих и шипящих звуков называются сигматизмом и являются фонетическим нарушениями Замена данных звуков другими, имеющимися в системе родного языка, называются парасигматизмом и по своей структуре являются фонетико- фонематическим нарушением.

Выделяют следующие виды сигматизма:

межзубный — выражается в том, что во время произнесения свистящих и шипящих звуков кончик языка занимает положение между верхними и нижними резцами;

- боковой бывает одно - и двусторонним. Односторонний боковой сигматизм имеет место в тех случаях, когда язык ложится в полости рта ребром и воздушная струя проходит по одному из боковых краев языка, в результате чего образуется своеобразный хлюпающий звук. При двустороннем боковом сигматизме боковые края языка не прилетают к верхним коренным зубам и воздушная струя параллельными потоками проходит с двух сторон, по боковым краям языка;

— встречается носовойкоторый возникает вследствие соприкосновения задней части языка с мягким нёбом, которое опускается, открывал проход воздушной струе в носовую полость.




Имеется несколько видов парасигматизма.

Губно- зубное произношение свистящих или шипящих звуков проявляется в замене звонких звуков на В и глухих — на Ф (например: санки — фанки, шапка — фапка зубы —вубы

Призубный парасигматизм связан с особым положением языка в момент артикуляции: язык своим кончиком упирается в верхние резцы, образуя затвор и препятствуя прохождению воздушной струи через щель между резцами. Проявляется данный парасигматизм в замене звонких звуков на Д и глухих —на Т(например: снег — тнег шарф — тарф, жара —дара)

шипящий парасигматизм замена свистящих звуков шипящими (свисток — швисток звезда — жвежда и шипящих звуков свистящими — (шуба —суба)

Способы постановки. Основным приемом постановки правильного звучания является межзубное произношение с, а затем и з, что дает возможность зрительно контролировать правильное положение языка и правильное смыкание челюстей (линия желобка языка и средняя линия между верхними и между нижними резцами должны совпадать, а весь язык должен быть распластанным '). В тех случаях, когда не образуется желобок, его нужно выработать. Подготовительные артикуляционные упражнения следующие: распластывание языка, свертывание его трубочкой, а затем задувание на кончик языка (задувание горящей спички при высунутом языке, сдувание с кончика языка кусочка ваты узкой бумажной полоски и т. п.).

После автоматизации свистящих можно перейти к постановке шипящих, а затем необходимо провести дифференциацию свистящих и шипящих, так как артикуляция и звучание свистящих и шипящих звуков в этом случае часто бывают сходны, Для постановки звука необходимо выработать поднятие языка «ковшом» за верхние зубы, путем подражания или с механической помощью; затем, удерживая такое положение языка, предложить произносить звук с. Логопед обращает внимание ребенка на то, что у него получается звучание звука ш. Автоматизация звука ш некоторое время может продолжаться с механической помощью. Как только станет возможным произнесение звука ш самостоятельно, механическая помощь выключается.



При наличии чистого произношения звука с, от него звук Ц может быть поставлен или по подражанию (фиксация внимания на звучании, артикулировании и тактильном ощущении сильного толчка воздуха на тыльной стороне руки), или же с применением механической помощи. Для этого предлагают, упирая кончик языка в нижние зубы, произносить т- т- т, и в момент произнесения нажимом на кончик языка отодвигают его слегка в глубь рта. Того же эффекта можно добиться отодвиганием губ в стороны в момент произнесения звука т, при этом образуется щель и вслед за т звучит с, что и дает звук ц. Некоторые авторы рекомендуют последовательное произнесение т- с с возрастающим ускорением, в результате чего они сливаются воедино.

Те же приемы рекомендуются и для постановки звука Ч, только кончик языка следует поднимать кверху и произносить т'- т'- т'; в это время кончик языка отталкивается в глубь рта, и за ть следует звук шь, в результате чего и получается звук ч (тот же результат получится при нажиме двумя пальцами на углы губ для их выдвижения вперед в момент произнесения звука т).







Сейчас читают про: