В подготовительный и первый период работы по постановке звуков вся коррекционная работа по развитию голоса и дыхания строится на гласных и правильно произносимых согласных звуках. С целью преодоления нарушений слоговой структуры слов полезно сочетать произнесение звуковых и слоговых рядов с каким- либо ритмичным движением, например:
с рисованием ломаных линий и спиралей фломастером или карандашом или с рисованием на столе пальцем таких же линий;
— с раскладыванием галочек;
с рисованием пальцем узоров в пшенной крупе, насыпанной в мелкую коробку
Наиболее интересны детям такие игровые задания:
«Певцы» (пение гласных звуков и слогов ля- ля- ля- ля и одновременное дирижирование рукой);
«Песенки зверят», «Учим Катю петь»;
«Лепим комок» (па- пы- По- пу);
«Катаем снежную бабу» (бу- ба- бы- бо);
«Мастерим домик» (тук- тук- тук, тук- тук- тук);
«Забиваем гвоздики молотком» (та- да- та- да- та- да, ты- ды- ты- ды, то- до- то- до- то- до, так- ток- тук);
«Музыкантьт», «Дирижерьи» (имитация игры на балалайке, ги таре, гармошке, трубе, барабане, тромбоне, трубе и т. д.);
|
|
«Радисты», «Телеграфисты» (та- да- та- да, ты- ды- ты- ды, то до- то- до);
«Боксеры» (тах- т ох- тух);
«Жоиглеры» (подбрасьтвать шарики и произносить: «Пип! Пьип! Пуп! Пап!»);
((Играем в тенис» (Ба- ба- ба- ба- ба! Бы- бы- бы- бы! Бо- бо- бо- бо- бо! Би- би- би- би- би.’);
«Разговор Шмеля с Жуком» (ш- ж- ш- ж- ш- ж- ш- ж);
«Пилим дерево пилой» (за- жа- за- жа- за- жа, 3ы- жи- зь,- жи- Зы- Жи).
Полезно произносить слоги в сочетании с движением и со сменой интонации и мимики, выражающих различные эмоции: печаль
радость, возмущение спокойствие, уверенность — робость, ликование — печаль, измученность — бодрость, спокойствие — рассерженность, пристыженность, подозрительность, осторожность, смущенность и т. д.
Материал преподносится детям в виде разговора, участниками которого могут быть мама и малыш же одушевленные предметы окружающего мира такие, как Стол и Стул, Ручка и Карандаш, Береза и Воробей и т. д.
Развитие голоса
У детей, имеющих речевой диагноз «дизартрия, наблюдается несформированность как фонетической, так и просодической сторон речи. Под просодией следует понимать голосовые характеристики (высота, сила, длительность, тембр) и мелодико- интонационную сторону речи (темп, ритм,).
Задачи по развитию голоса у детей:
— формировать звонкий, сильный голос;
— формировать плавность и слитность произношения;
— развивать мелодико- интонационную сторону речи;
— формировать навык владения голосовыми модуляциями;
— развивать слуховой контроль.