Особенности логопедической работы по устранению нарушений произношения при ринолалии

План

1. Особенности звукопроизношения у детей с ринолалией.

2. Специфика коррекции нарушений произносительной стороны речи при ринолалии.

Ринолалия нарушения тембра голоса и звукопроизношения, обусловленного анатомо- физиологическими дефектами речевого аппарата.

При нормальном речевом развитии при произнесении ротовых звуков происходит отделение носоглоточной и носовой полости от глоточной и ротовой в результате нёбно- глоточного смыкания, вызываемого сокращением мышц мягкого нёба, боковых и задних стенок глотки.

При нормальной фонации во время произношения назальных звуков нёбно- глоточного смыкания не происходит, и воздушная струя свободно проникает в пространство носового резонатора. В зависимости от характера нарушения нёбно- глоточного смыкания выделяют две основные формы ринолалии: открытую и закрытую.

Фонация и артикуляция звуков при ринолалии имеют отличительные особенности.

При открытой форме ринолалии ротовые звуки приобретают назальность в результате неполноты нёбно- глоточного смыкания или при анатомических дефектах нёба. При открытой форме ринолалии артикуляция нарушается тотально. Все оральные звуки становятся назальными. При этом все глухие звуки воспринимаются как близкие к звуку [х], звонкие – к фрикативному [г], из них губные – к звуку [м], а переднеязычные – к звуку [н] с незначительной модификацией звучания (И.И. Ермакова, 1996).

В процессе речевого дизонтогенеза формируются приспособительные (компенсаторные) изменения уклада органов артикуляции:

· высокий подъем корня языка и сдвиг его в заднюю зону ротовой полости;

· расслабленный, малоактивный кончик языка;

· недостаточное участие губ при произнесении лабиализованных гласных, губно- губных и губно- зубных согласных;

· чрезмерное напряжение мимической мускулатуры;

· возникновение дополнительной артикуляции (ларингализации) за счет участия стенок глотки.

Для закрытой формы ринолалии характерно снижение физиологического носового резонанса при произношении назальных звуков[м], [м'], [н], [н']. Причиной закрытой формы ринолалии являются органические изменения в носовой полости и функциональные расстройства нёбно- глоточного смыкания.

Возможен вариант смешанной ринолалии, страдают акустическая и артикуляционная характеристика всех звуков речи. Причинами смешанной ринолалии является сочетание непроходимости носа и недостаточности нёбно- глоточного смыкания органического или функционального происхождения.

Логопедическая работа над звукопроизношением начинается в дооперационный период.

Подготовительный этап коррекции произносительной стороны речи при ринолалии направлен на решение следующих задач:

· формирование направленной воздушной струи и комбинированного типа дыхания;

· развитие орального праксиса, перемещение языка в полости рта вперед, создание предпосылок для правильного звукопроизношения;

· формирование фонематического слуха.

Особенности логопедической работы на подготовительном этапе заключаются в:

· пролонгированности процесса активизации мускулатуры артикуляционного аппарата;

· индивидуализации выбора артикуляционных упражнений с учетом состояния речевой моторики ребенка;

· сочетании общепринятых и специальных артикуляционных упражнений;

· максимальном использовании непроизвольных движений при совершенствовании артикуляционного праксиса;

· формировании адекватных фонематических представлений.

Особенности этапа постановки звуков при ринолалии:

· максимальное использование сформированных артикуляционных движений опорных звуков;

· использование специфических приемов постановки гласных и согласных звуков (прием беззвучной артикуляции и др.)

· особенности использования механической помощи (зажимание пальцами крыльев носа и др.);

· первоначальное уточнение артикуляции гласных звуков, последовательность коррекции согласных определяются доступностью их ребенку и связаны с особенностями строения его артикуляционного аппарата (И.И. Ермакова указывает, что при длинной и подвижной нёбной занавеске легко начинать с фрикативных звуков; нёбно- глоточная недостаточность требует начинать с взрывных фонем.

Общим является первоначальный выбор глухих звуков, т.к. для них необходимо большее давление воздуха, они являются более ощутимыми);

· использование промежуточных, приближенных артикуляций – аналогов звуков;

· вызывать звук непосредственно в составе слога, а не в изолированном положении;

· не требовать протяжного произношения поставленного звука, т.к. при этом возрастает напряжение артикуляционной мускулатуры, увеличивается время смычки, усиливается эмиссия воздуха в нос.

ПРИЕМЫ ПОСТАНОВКИ СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ ПРИ РИНОЛАЛИИ

Звук Приемы постановки звука
[ф] Постановка звука осуществляется на длительном правильном выдохе, при котором верхние зубы касаются нижней губы.
[п] 1. Похлопывание губами во время дутья. 2. «Поплевывание» сначала с высунутым языком, затем – только губами. 3. При недостаточном нёбно- глоточном смыкании для уменьшения утечки воздуха «поплевыванию» учат при зажатых пальцами крыльях носа. Затем упражнение выполняется с открытыми крыльями носа
[т] 1. Межзубный [т] можно вызвать «поплевыванием» при положении губ в улыбке и слегка высунутом кончике языка. 2. От [п]. Положение языка: распластанное на нижней губе. Произнести слоги «na- na- na». 3. От [с]. Произносить звук [с] ритмично, смыкая и размыкая резцы, закусывающие язык

На этапе автоматизации звуков при ринолалии выделяют ряд особенностей:

· допускается автоматизация звуков- аналогов;

· поставленный согласный произносится не в прямом открытом слоге, а в интервокальной позиции;

· координация фонации, дыхания, артикуляции автоматизируемых согласных;

· ранний переход от автоматизации на уровне звуков, слов к автоматизации на уровне фразы;

Отработка новых артикуляционных навыков проводится на материале, максимально приближенном к разговорной речи.

Параллельно с коррекцией звукопроизношения у детей с расщелинами нёба идет работа по формированию навыков правильного голосоведения и выполнению фонопедических упражнений для исправления недостатков голоса.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: