План
1. Особенности звукопроизношения у детей с ринолалией.
2. Специфика коррекции нарушений произносительной стороны речи при ринолалии.
Ринолалия нарушения тембра голоса и звукопроизношения, обусловленного анатомо- физиологическими дефектами речевого аппарата.
При нормальном речевом развитии при произнесении ротовых звуков происходит отделение носоглоточной и носовой полости от глоточной и ротовой в результате нёбно- глоточного смыкания, вызываемого сокращением мышц мягкого нёба, боковых и задних стенок глотки.
При нормальной фонации во время произношения назальных звуков нёбно- глоточного смыкания не происходит, и воздушная струя свободно проникает в пространство носового резонатора. В зависимости от характера нарушения нёбно- глоточного смыкания выделяют две основные формы ринолалии: открытую и закрытую.
Фонация и артикуляция звуков при ринолалии имеют отличительные особенности.
При открытой форме ринолалии ротовые звуки приобретают назальность в результате неполноты нёбно- глоточного смыкания или при анатомических дефектах нёба. При открытой форме ринолалии артикуляция нарушается тотально. Все оральные звуки становятся назальными. При этом все глухие звуки воспринимаются как близкие к звуку [х], звонкие – к фрикативному [г], из них губные – к звуку [м], а переднеязычные – к звуку [н] с незначительной модификацией звучания (И.И. Ермакова, 1996).
В процессе речевого дизонтогенеза формируются приспособительные (компенсаторные) изменения уклада органов артикуляции:
· высокий подъем корня языка и сдвиг его в заднюю зону ротовой полости;
· расслабленный, малоактивный кончик языка;
· недостаточное участие губ при произнесении лабиализованных гласных, губно- губных и губно- зубных согласных;
· чрезмерное напряжение мимической мускулатуры;
· возникновение дополнительной артикуляции (ларингализации) за счет участия стенок глотки.
Для закрытой формы ринолалии характерно снижение физиологического носового резонанса при произношении назальных звуков[м], [м'], [н], [н']. Причиной закрытой формы ринолалии являются органические изменения в носовой полости и функциональные расстройства нёбно- глоточного смыкания.
Возможен вариант смешанной ринолалии, страдают акустическая и артикуляционная характеристика всех звуков речи. Причинами смешанной ринолалии является сочетание непроходимости носа и недостаточности нёбно- глоточного смыкания органического или функционального происхождения.
Логопедическая работа над звукопроизношением начинается в дооперационный период.
Подготовительный этап коррекции произносительной стороны речи при ринолалии направлен на решение следующих задач:
· формирование направленной воздушной струи и комбинированного типа дыхания;
· развитие орального праксиса, перемещение языка в полости рта вперед, создание предпосылок для правильного звукопроизношения;
· формирование фонематического слуха.
Особенности логопедической работы на подготовительном этапе заключаются в:
· пролонгированности процесса активизации мускулатуры артикуляционного аппарата;
· индивидуализации выбора артикуляционных упражнений с учетом состояния речевой моторики ребенка;
· сочетании общепринятых и специальных артикуляционных упражнений;
· максимальном использовании непроизвольных движений при совершенствовании артикуляционного праксиса;
· формировании адекватных фонематических представлений.
Особенности этапа постановки звуков при ринолалии:
· максимальное использование сформированных артикуляционных движений опорных звуков;
· использование специфических приемов постановки гласных и согласных звуков (прием беззвучной артикуляции и др.)
· особенности использования механической помощи (зажимание пальцами крыльев носа и др.);
· первоначальное уточнение артикуляции гласных звуков, последовательность коррекции согласных определяются доступностью их ребенку и связаны с особенностями строения его артикуляционного аппарата (И.И. Ермакова указывает, что при длинной и подвижной нёбной занавеске легко начинать с фрикативных звуков; нёбно- глоточная недостаточность требует начинать с взрывных фонем.
Общим является первоначальный выбор глухих звуков, т.к. для них необходимо большее давление воздуха, они являются более ощутимыми);
· использование промежуточных, приближенных артикуляций – аналогов звуков;
· вызывать звук непосредственно в составе слога, а не в изолированном положении;
· не требовать протяжного произношения поставленного звука, т.к. при этом возрастает напряжение артикуляционной мускулатуры, увеличивается время смычки, усиливается эмиссия воздуха в нос.
ПРИЕМЫ ПОСТАНОВКИ СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ ПРИ РИНОЛАЛИИ
Звук | Приемы постановки звука |
[ф] | Постановка звука осуществляется на длительном правильном выдохе, при котором верхние зубы касаются нижней губы. |
[п] | 1. Похлопывание губами во время дутья. 2. «Поплевывание» сначала с высунутым языком, затем – только губами. 3. При недостаточном нёбно- глоточном смыкании для уменьшения утечки воздуха «поплевыванию» учат при зажатых пальцами крыльях носа. Затем упражнение выполняется с открытыми крыльями носа |
[т] | 1. Межзубный [т] можно вызвать «поплевыванием» при положении губ в улыбке и слегка высунутом кончике языка. 2. От [п]. Положение языка: распластанное на нижней губе. Произнести слоги «na- na- na». 3. От [с]. Произносить звук [с] ритмично, смыкая и размыкая резцы, закусывающие язык |
На этапе автоматизации звуков при ринолалии выделяют ряд особенностей:
· допускается автоматизация звуков- аналогов;
· поставленный согласный произносится не в прямом открытом слоге, а в интервокальной позиции;
· координация фонации, дыхания, артикуляции автоматизируемых согласных;
· ранний переход от автоматизации на уровне звуков, слов к автоматизации на уровне фразы;
Отработка новых артикуляционных навыков проводится на материале, максимально приближенном к разговорной речи.
Параллельно с коррекцией звукопроизношения у детей с расщелинами нёба идет работа по формированию навыков правильного голосоведения и выполнению фонопедических упражнений для исправления недостатков голоса.